Первые семь лет являются очень важным этапом в жизни ребенка. В этот период он не только учится жизненно важным навыкам, но и осваивает различные социальные роли, пускай пока только в виде ролевой игры.
Школьная программа сегодня усложняется с каждым годом, и выясняется, что почти половина первоклассников, хоть и умеют читать и писать, не справляются с заданиями. Психологи и педагоги видят причину неподготовленности в том, что дети, посещая детский сад или любое другое ДОУ, мало играют именно в ролевые игры, т.е. не социализированы. Цель сюжетно-ролевой игры – развивать у дошкольников, посещающих детский сад, умение находить общий язык со сверстником и взрослым, развивать речь, проявлять творческие способности. Кроме того, благодаря ролевым играм, дети уже в раннем возрасте могут получить представление о различных профессиях, видах деятельности. Место действия в игре, как правило, – библиотека, магазин, парикмахерская, школа, семья, больница, кафе, театр, детский сад и т.д.
В связи с этим сюжетно-ролевые игры для детей подразделяются на бытовые, производственные и общественные. К бытовым относят такие ролевые игры, как семья, детский сад; к производственным – магазин, парикмахерская, больница, кафе и др.; к общественным – школа, театр, библиотека и др. При составлении плана работы с дошкольниками воспитателя ДОУ каждая сюжетно-ролевая игра будет иметь свою цель, например, уважение к данной профессии, развитие речевых навыков, оборотов вежливости и т.д. При этом педагог лишь определяет роли и их обязанности, создает алгоритмы сюжета, но не расписывает все роли дословно. В планировании воспитателя должно остаться место для творчества дошкольников. Сюжет многократно видоизменяется во время сюжетно-ролевой игры, и это лишь говорит о ее продуктивности и творческой активности детей.
Особенности занятий по возрастам
Течение сюжетно-ролевой игры у дошкольников, посещающих детский сад в младшей и старшей группах, будет протекать по-разному.
В младшей группе распределение ролей между детьми может осложниться тем, что маленькие дети, как правило, хотят во всем подражать остальным сверстникам. Так, если один ребенок выразил желание быть врачом в игре «Больница» или продавцом в игре «Магазин», то остальные выражают точно такое же желание. В результате быть покупателем или пациентом никто не хочет. Здесь роль педагога сводится к тому, чтобы заинтересовать детей другими ролями и равномерно распределить их между ребятами. Кроме того, для младших дошкольников характерно механическое воспроизведение действий, замеченных у взрослых, и многократное их проигрывание. При этом предметы, с которыми играют малыши, могут лишь отдаленно напоминать настоящие. Например, в игре «Семья» мама может готовить еду из кубиков или мозаики, складывая их в емкость, но зато девочка, изображающая маму, тщательно повторит все действия, которые заметила у своей матери. Сюжет ролевой игры у дошкольников младшего возраста очень прост и незамысловат, редко имеет незначительные варианты развития. Обычно дети воспроизводят свои наблюдения за действиями взрослых.
У дошкольников старшего возраста, посещающих детский сад, сюжетно-ролевая игра становится более символичной, большее значение приобретают словесные обозначения, некоторые действия просто называются. В этом возрасте сюжетно-ролевые игры имеют цель не только закрепить наблюдения за действительностью, но и научиться строить сюжетную линию развития действия. Если у дошкольников младшего возраста в игре участвует 2-3 человека, то в старшей группе ДОУ в игре может быть задействовано до 7 человек. В 5-6 лет дети с радостью берутся за различные роли, хотя у каждого уже имеется своя любимая, роли распределяют сами ребята. Предварительно оговаривается «костяк» сюжета, который в процессе игры быстро обрастает новыми подробностями и сюжетными линиями. Эта особенность сюжетно-ролевой игры в старшей группе ДОУ связана с тем, что дети в 5-6 лет имеют больше опыта, строят логические цепочки. В то же время возрастают требования к сходству игрушек с реальными предметами. Поскольку в построении сюжета малыши, как правило, отталкиваются от традиционный, привычных им алгоритмов, цель педагога – видоизменить ход игры, показать, как еще можно играть. Таким образом, сюжетно-ролевая игра становится результатом сотворчества.
Варианты игр
Картотека сюжетно-ролевых игр может содержать игры самые разнообразные. Остановимся на особенностях некоторых из них: «Магазин», «Кафе», «Библиотека», «Театр», «Детский сад», «Семья». Цель таких игр обычно – воспитывать уважение к определенной профессии, социальной роли, развивать коммуникативные навыки.
В игре «Магазин» выделяем следующие роли: продавец, покупатель, посещающий магазин (их может быть несколько), кассир, заведующий, шофер, рабочие. При распределении ролей в игре «Магазин» четко объясняем детям их действия, например, заведующий контролирует работу продавцов, кассиров, следит, чтобы они были вежливы с покупателями, контролирует прибывающие товары; рабочие получают товары и разносят их по отделам в магазин. Для себя воспитатель «набрасывает» общий ход диалога, пытаясь сначала направить игру в необходимое русло. Однако следует быть готовым к тому, что игра пойдет совсем по другому пути.
Игра для дошкольников «Библиотека» очень похожа на предыдущую и удобна тем, что в ней может быть любое количество участников. В качестве атрибутов могут выступить любимые книжки детей: сказки, сборники стихов, энциклопедии. Игра «Библиотека» хороша тем, что ребята имеют возможность развить навыки пересказа известных сюжетов. Поскольку библиотека – место, где хранится множество книг, библиотекари и читатели часто рекомендуют друг другу книги, рассказывая их содержание. К этому воспитатель должен подвести детей в начале игры. Цель игры «Библиотека» – развитие, прежде всего, речевых навыков.
Игра в кафе также напоминает предыдущие. В кафе приходят разные люди, делают заказы, расспрашивают о составе блюд, рассчитываются за них. Проводя игру «Кафе» в ДОУ, следует стимулировать детей к употреблению фраз вежливости. Название «Кафе» можно успешно заменить на любое подобное: буфет, ресторан, чайная и т.д.
Игра «Театр» требует больше фантазии. Театр «населяют» билетеры, кассир, работники сцены, осветители, актеры. Играя в «Театр», следует символически обозначить сцену и зрительный зал, для актеров приготовить элементы костюмов. «Театр» может стать любимой игрой детей, которые занимаются в детских самодеятельных вокальных, танцевальных или театральных коллективах и хотят продемонстрировать свое умение.
Игра «Детский сад», «Семья» детям более привычны, здесь они с удовольствием фантазируют, поскольку изображают знакомую им среду.
Итак, сюжетно-ролевая игра – неотъемлемый элемент полноценного развития дошкольников, их социализации, знакомства со взрослой жизнью. Без этого невозможно всестороннее воспитание и обучение детей.