...

Ментальная арифметика – это новый тренд, пришедший из Азии

Интеллект-развивающий курс

Сможете ли вы произвести в своей голове вычисления с 10-значными числами? Для большинства европейцев такая способность кажется чем-то фантастическим, нереальным. Но для многих японских и китайских детей это стандартная задача по математике, с которой они могут справиться за несколько секунд. Как им это удается?

Ментальная арифметика – это способ обучения быстрому счету с помощью специального счетного инструмента – абакуса или соробана.

Сначала ребенок учится производить вычисления на счетах, а затем производит те же манипуляции в своем воображении, визуализируя инструмент и осуществляя едва заметные движения пальцами.

Первые счеты изобрели еще в 500 г. до н.э. Можно сказать, что это был первый компьютер, который использовали древние люди. Счеты представляют собой рамку, в которой вертикально натянуты спицы. Посередине рамки проходит планка. Под ней располагаются 4 бусины (земные косточки) , над ней – одна (небесная косточка), обозначающая число 5. Каждой спице мысленно приписывается числовой разряд. С помощью данного инструмента и производятся вычисления.

счеты соробан абакус

Интерес Запада к ментальной арифметике появился после того, как в Северной Америке заметили, что китайские студенты обладают гораздо более развитыми навыками математических вычислений, чем североамериканские. Последние, вообще неохотно изучали математику, нередко просто игнорируя ее. Специальное исследование было проведено в 1995 году, в котором участвовали полмиллиона студентов из 41 страны мира, при этом студенты восточных стран показали наилучшие результаты.

Американскими, западноевропейскими и японскими учеными был проведен ряд исследований, доказавших положительное влияние ментальной арифметики на развитие человеческого мозга. При этом обучение на абакусе (соробане) было оценено как полезное не только для детей, но и для пожилых людей, поскольку, чем развитее мозг, тем дольше продолжительность жизни человека, тем лучше он может противостоять заболеваниям.

ментальная арифметика москва

Какие части мозга активизируются при подсчете на абакусе (соробане)?

Ученые считают, что человеческий мозг состоит из левого и правого полушария. Левое отвечает за логическое мышление, вычисления, чтение, правое – за художественные способности, визуализацию, воображение.

Большинство людей в своей деятельности используют в основном левое полушарие, в то время как правое почти не работает. В результате задействована лишь малая часть возможностей нашего мозга. Чем активнее импульсы, передающиеся от правого к левому полушарию и обратно, тем быстрее и продуктивнее человек мыслит.

Для эффективной работы мозг человека требует регулярной тренировки, иначе его способности ослабевают и постепенно угасают. Если не развивать правое полушарие, импульсы будут проходить односторонне. В результате и мозговая деятельность окажется ограниченной и неполноценной.

Работа на соробане как раз и является упражнением, направленным на совершенствование связей между правым и левым полушарием.

ментальная арифметика москва

Кимико Кавано, исследователь Медицинской школы Ниппон, провела исследования, в ходе которых была проанализирована деятельность мозга более 200 студентов. При прослушивании музыки у них активизировалось правое, творческое полушарие, а при математических вычислениях, – левое, логическое.

Поразительные результаты дало еще одно исследование. Когда провели ЭЭГ лучшего ученика, обучающегося на счетах соробан (абакус), ученые были удивлены тем, что при вычислениях он почти не использовал левое полушарие. Конечно, наблюдения за одним человеком не могли стать весомым основанием, чтобы сделать обобщенный вывод, поэтому исследователям пришлось провести наблюдения еще за одним чемпионом абакуса, и результаты подтвердились.

Чем же объясняются такие успехи учеников в области ментальной арифметики?

 Дело в том, что традиционно при математических расчетах люди используют внутренний голос, повторяя про себя задачу и ход вычислений. В то время как, дети, считающие на ментальном уровне, визуализируют абакус благодаря зрительной памяти и воображению и производят на нем виртуальные вычисления.

На активизацию того или иного полушария мозга влияет и язык, который является родным для человека. В 2001 году Барри Хорвиц из Национального института глухоты провел исследование, в котором принимали участие английские и китайские ораторы. Им предлагали решать одинаковые арифметические задачи. В это время приборы сканировали, как работает мозг этих людей.

Результаты показали, что англичане больше полагались на активизацию тех областей мозга, которые связаны с реализацией слов, в то время как китайцы активизируют доли мозга, связанные с визуализацией и физическим манипулированием цифрами. Это подтвердил и Эрик Рейман из Медицинского института в Фениксе, США. Такое различие может быть связано с тем, что европейцы используют для записи буквы, обозначающие звуки речи, а китайцы и японцы – иероглифы, за каждым из которых стоит определенный образ.

В связи с этим жители восточных стран больше преуспевают в ментальной арифметике, чем европейцы. Большую роль играет и традиционное обучение счету на абакусе в китайских и японских школах, которое проводится уже не один десяток лет, поэтому успело сформировать определенный тип мышления.

Этот факт подтверждается исследованием доктора Фланагана из Университета штата Мэриленд и доктора Бига, профессора Университета Люцю. Они вместе наблюдали в течение 2 лет за американскими и японскими студентами, изучавшими ментальную арифметику, и пришли к выводу, что японцы пока остаются лидерами в этой области.

Таким образом, обучаясь ментальной арифметике, ребенок в равной степени активизирует правое и левое полушарие. Мозг начитает работать намного продуктивнее, причем результат интенсивной работы проявляется не только в сфере математических расчетов, но и других областей науки и искусства.

 

Чем полезна ментальная арифметика?

Как правило, детям тяжело дается арифметика в школе. Главным препятствием является абстрактное представление о числах, которое трудно усваивается малышами. Благодаря обучению на абакусе (соробане) представление о числах становится предметным, физически ощутимым, что порождает интерес к математическим вычислениям.

Но это далеко не единственное преимущество, которое дает ментальная арифметика. Существуют весомые аргументы, почему детям и взрослым стоит заняться счетом на соробане (абакусе):

  • Развивается правая часть мозга. В ходе занятий на абакусе дети становятся более наблюдательными, у них развивается воображение. Следовательно, они подходят к решению различных задач более творчески, ищут нестандартные способы получения результата. Дети, обучающиеся счету на абакусе, могут визуализировать цель своей работы, видят результат, причем не только в сфере математики, но и в любой области, где бы они себя ни проявляли. Эта способность предвидеть и учесть варианты исхода событий позволит им стать изобретателями, новаторами в той сфере, где они предпочтут работать.занятия по ментальной арифметике
  • Появляются успехи в области математики. Ментальная арифметика для детей может помочь и в освоении школьных дисциплин. Благодаря обучению на соробане школьники и студенты начинают гораздо лучше решать примеры с целыми числами, дробями, фракциями, а также производят логические умозаключения более высокого уровня. Почему так происходит? Ученики, обучающиеся ментальному счету, не тратят время на решение примеров, совершение отдельных математических действий. Они привыкают работать с числовыми образами, а не цифровыми знаками.
  • Улучшается концентрация. Благодаря потребности в визуализации ребенок учится концентрироваться на поставленной задаче. При изучении ментальной арифметики дети решают задачи, в которых присутствует по 100-200 действий и более, а это требует максимального внимания и сосредоточенности.
  • Увеличивается объем памяти. Большую роль в этом процессе играет оперирование образами, запоминание которых у любого человека происходит гораздо быстрее и эффективнее. Образ способен вместить в себя многогранную информацию, которую невозможно передать словами. Интенсивно работает правое полушарие мозга, непосредственно связанное с долговременной памятью (при логическом словесном запоминании эффективно работает кратковременная память). Чтобы вспомнить, человеку достаточно вытащить образ из глубин мозга. В результате ребенок может в короткий срок запомнить большой объем информации и удерживать его в памяти на протяжении длительного периода.
  • Зрительная память становится фотографической. В результате обучения ментальной арифметике ученики настолько привыкают зрительно запоминать расположение бусин на абакусе (соробане), что проецируют эту способность на мгновенное запоминание любых изображений. Хорошо развитая зрительная память помогает и в изучении иностранных языков, особенно восточных, где требуется запоминание большого количества иероглифов. Таким образом, ученики, обучающиеся ментальному счету, могут быстро овладевать иностранными языками.
  • Улучшение памяти пространственного расположения. Поскольку в ходе вычислений на абакусе (соробане) требуется располагать числа на счетах, студенты Соробан более остро ощущают пространство. Они запоминают расположение бусин (косточек) на абакусе, постоянно держа эту информацию в уме. Подобной силой пространственной памяти обладают и шахматисты. Эта способность может пригодиться и при изучении музыки. Таких учеников с удовольствием берут сразу на 2 класс музыкальной школы, где дети уже играют в 2 руки. Дети настолько хорошо владеют мелкой моторикой и быстро запоминают расположение пальцев при игре, что легко справляются с программой.
  • Высокая скорость чтения и слухового восприятия. В ходе регулярных упражнений дети приучаются внимательно слушать или читать задания и быстро на них реагировать. В школе благодаря высокой скорости чтения и хорошо развитой памяти они быстро осваивают учебный материал и опережают своих сверстников в развитии.
  • Повышается скорость реакции, мышления. Мозг человека – это суперкомпьютер, но если его не тренировать, многие его способности атрофируются. Благодаря тренировкам на абакусе можно достичь феноменальных результатов. Скорость импульсов, распространяющихся от нервной системы, достигает 200 миль в час и более. Ученики Соробан мыслят гораздо быстрее, чем их сверстники, что позволяет им оставаться в выигрыше и в жизненных ситуациях.
  • Дети учатся просчитывать свои шаги. В ходе решения сложных примеров с большой скоростью активно развивается логическое мышление. Ребята учатся наперед продумывать свои действия, что позволяет им в дальнейшем перенести эту способность на любую сферу деятельности (обучение в школе, спорте и т.д.).
  • Развивается мелкая моторика. Быстрые движения пальцами, которые дети используют при подсчетах, впоследствии могут пригодиться им при овладении компьютером, рукоделием и другими видами деятельности, где требуется быстрое движение рук. Кроме того, развитие мелкой моторики непосредственно связано с речью, поэтому, обучаясь счету на сообане (абакусе), дети начинают лучше говорить.

Обучение счету на абакусе помогает ребенку твердо освоить большой объем знаний и получить опыт реализации своих способностей в любой сфере, особенно математике.

Описанные преимущества подтверждаются результатами исследований, которые были проведены в Японии и западных странах.

Так, психологи США в течение 3 лет изучали 183 ребенка в возрасте от 5 до 7 лет, которые обучались в благотворительной школе в Индии. Группа, которая изучала счет на абакусе, в результате показала гораздо более высокие результаты в математических вычислениях, чем их сверстники, которые учились по стандартной программе.

Еще одно исследование проводилось с детьми со средним IQ в возрасте от 5 до 12 лет. 50 человек было взято из групп, обучающихся математике по стандартной программе, и 50 детей – из школ Соробан. Все они оценивались на состояние памяти. Тесты для оценки были взяты из шкалы Wechsler, Mini mental state exam, экрана визуальной памяти Mann-Buitar. Результаты показали, что за 2 года обучения ученики Соробан обладали лучшей зрительной и слуховой памятью, а также визуализацией.

Г-н Линь и г-н Хакит, профессора в Осакском образовательном университете, изучали пользователей счетов и обнаружили, что обучение на абакусе может помочь в совершенствовании интеллекта. Они написали диссертацию в журнале British Medical Science.

Доктор Синагвакане, профессор Японского медицинского университета, г-н Кавано и г-н Осисеби также провели некоторые исследования и сделали доклад на 68-й Конференции Ассоциации физиологии Японии в Киото.

Указанные исследования подтверждают, что дети, овладевшие ментальным счетом, обладают большими способностями, чем их сверстники. Их мозг развит эффективнее, что позволяет им быстро реагировать на обстоятельства, быть более собранными и внимательными, активизировать все возможности для решения задачи, причем не только математической. Кроме того, такие дети в большинстве случаев становятся лидерами при обучении в обычных школах, и  не только по математике.

Где можно научиться так считать?

Школы ментальной арифметики сегодня открываются во многих крупных городах России, Америки, странах СНГ, привлекая все больше детей в свои ряды. Обучение длится 2-2,5 года в зависимости от возраста ребенка и желания родителей. 

Как правило, в первый год обучения дети проходит сложение и вычитание двух, трехзначных чисел в 5 и более действий в уме. Второй год – умножение и деление.

Многими школами ментальной арифметики разработаны специальные приложения, с помощью которых дети ежедневно должны выполнять домашние задания, тем самым тренируя свой мозг. Эти приложения, как правило, называют онлайн платформами или онлайн тренажерами. Они помогают систематизировать занятия и превратить их в игровую форму, тем самым стимулируя ребенка к самостоятельным занятиям без участия родителей. 

Занятия в классах проходят 1-2 раз в неделю в зависимости от школы по 1 академическому часу или по 2 академических часа. Все зависит от школы, которую вы выберете.  

Кроме того, в школах проводятся постоянные тестирования детей, срезы помогают определить на каком уровне находятся ученики, с какой скоростью они считают и сколько действий максимально могут удерживать в уме. 

Сегодня ментальная арифметика используется не только для обучения быстрому счету. Она помогает детям с ограниченными умственными и физическими способностями раскрыть себя, улучшить свои знания и умения, обрести уверенность. В североамериканской школе Abacus Brain дети с различными врожденными дефектами демонстрируют поразительные результаты. При этом у них улучшается слух и речь, мелкая моторика.

Возможно, вскоре обучение счету на абакусе (соробане), ментальная арифметика и в западноевропейских и российских школах будет введена как обязательный курс. А пока желающие родители могут отправить своих детей для обучения в частные школы ментальной арифметике. В следующих обзорах читайте подробную сравнительную характеристику школ ментальной арифметики в России. 

Видео из японских шоу по сложению, вычитанию, умножению и делению

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 1 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии: 1
  1. Юлия Крищихина

    Ну мы конечно до уровня Японии в этом вопросе пока не дошли! Но на примере тех же учеников Амакидса, могу сказать, что российские ребятишки имеют большое будущее в области ментальной арифметики! главное, чтобы в стране открывалось побольше центров, которые действительно учат, а не зарабатывают деньги на модной программе развития.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: