Известный итальянский педагог Мария Монтессори разработала уникальную систему работы с детьми с целью максимального развития их способностей. Обучение по этой методике происходит во время игры. Но самое ценное, что можно изготовить игровые пособия Монтессори своими руками.
Перед Вами продолжение идей для практических занятий дома по методу Монтессори.
Перед Вами очередной выпуск идей для практических занятий дома по методу Марии Монтессори.
1. Учимся пользоваться отверткой.
Описание — покажите малышу, как можно закручивать шурупы при помощи специальной отвертки.
Необходимые материалы: доска МДФ, шурупы, отвертка.
Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук.
Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 2 лет и 6 месяцев.
2. Учимся заплетать косичку.
Описание — покажите малышу, как можно плести косичку из веревки.
Необходимые материалы: Доска МДФ с просверленными отверстием, кусочек картона, веревка. Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук.
Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 2 лет и 6 месяцев.
3. Учимся стричь ногти при помощи ногтегрызки.
Описание — покажите малышу на примере рук, сделанных из картона, как нужно стричь ногти при помощи ногтегрызки.
Необходимые материалы: 2 руки, нарисованные и сделанные из картона, ногтегрызка.
Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук.
Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 2 лет и 6 месяцев.
4. Учимся наливать воду при помощи воронки.
Описание — покажите малышу, как можно при помощи воронки наливать воду в узкое горлышко банок и не разливать.
Необходимые материалы: воронка, стеклянные банки, губка, чтобы стирать разливы.
Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук.
Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 1 года и 6 месяцев.
5. Учимся зачерпывать половником.
Описание — покажите малышу, как можно при помощи половника зачерпывать нут (или аналогичные бобовые) и переносить в пустую тару.
Необходимые материалы: 2 тары, половник, нут или аналогичные бобовые (через какое-то время, когда малыш научится аккуратно переносить крупные бобовые из одной тары в другую, можно их заменить на более мелкие бобовые, как например, чечевица или крупы – гречка, рис, ”наивысший пилотаж» научить малыша аккуратно переносить манку, кукурузу или аналогичные сыпучие крупы и не просыпать:)).
Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук.
Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 1 года и 6 месяцев.
6. Играем в шнуровки.
Описание — покажите малышу, как можно просовывать веревку через отверстия в фигурках животных.
Необходимые материалы: шнуровки с животными.
Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук. Подготовка к шитью реальной иглой.
Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 2 лет.
7. Учимся наливать в узкое горлышко при помощи воронки.
Описание – покажите малышу, как можно наливать в бутылочки с узким горлышком при помощи воронки.
Необходимые материалы: воронка, емкость с водой, бутылки с узким горлышком, губка
Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук.
Возраст – в эту игру можно начинать играть приблизительно с 1 года и 6 месяцев.
8. Играем на бутылках:))
Описание — возьмите несколько бутылок и налейте в них разное количество воды, а теперь предложите малышу постучать по ним с помощью ложки.
Необходимые материалы: бутылки, ложка.
Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук.
Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 8 месяцев. Кроме того, как вариант можно взять разные бутылки по объему, банки, склянки, в общем, все что может громко звучать, если бить по нему, и устроить музыкальный концерт дома.
9. Играем с венчиком.
Описание — налейте в миску немного мыльной воды и покажите малышу, как можно весело взболтать ее венчиком.
Необходимые материалы: венчик, большая миска, кувшин, губка или полотенце, чтобы быстро убрать разливы, мыльная вода.
Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук.
Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 1 года.
10. Учимся пользоваться китайскими палочками.
Описание — покажите малышу, как можно взять мягкий помпончик китайскими палочками и перенести его из одной миски в другую.
Необходимые материалы: две миски, китайские палочки для еды и несколько разноцветных помпонов.
Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук.
Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 2 лет и 6 месяцев.
11. Играем в рамки-вкладыши (знакомимся с понятием целого и части).
Описание — покажите малышу, как можно собирать такие пазлы. Главное, обратить внимание малыша на различные геометрические формы такого пазла, их цвета, кроме того, малыш должен понять, что одна и та же фигура может состоять из нескольких частей.
Необходимые материалы: пазлы ( У меня Plantoys).
Что это дает? Тренировка пальцев рук и глаз, координация движений, ловкость пальцев рук. Умение распознавать различные формы и объекты.
Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 1 года и 6 месяцев.
12. Учимся забивать гвозди.
Описание — покажите малышу, как можно прибивать деревянные формы гвоздями.
Необходимые материалы: набор строителя.
Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук.
Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 2 лет.
13. Учимся переносить мелкие предметы с помощью зажима.
Описание — покажите малышу, как можно с помощью зажима брать стекляные пуговицы и раскладывать их по маленьким ячейкам.
Необходимые материалы: стеклянные бусы или другие мелкие предметы, зажим, лоток с небольшими отверстиями (я взяла у мужа из-под каких-то инструментов).
Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук.
Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 2 лет и 6 месяцев.
14. Учимся открывать и закрывать замки.
Описание — покажите малышу, как можно открывать и закрывать замки. Необходимые материалы: замки разного размера с ключами.
Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук.
Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 2 лет.
15. Тренируемся просовывать разноцветные палочки через небольшое отверстие в банке.
Описание — покажите малышу, как можно просовывать палочки через небольшое отверстие в крышке банки.
Необходимые материалы: разноцветные палочки и банка с небольшое отверстием.
Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук. Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 1 года. Примечание – есть и другие варианты этой полезной игры, можно предложить малышу просовывать маленькие счетные палочки в горлышко пластиковой бутылки, грецкие орехи или шарики от настольного тенниса в большую 5-литровую бутылку, можно также сделать в банке прямоугольное отверстие и засовывать в него разноцветные пуговицы. В общем, вариантов масса, все зависит от Вашей фантазии.
16. Тренируемся засовывать монеты в копилку.
Описание — покажите малышу, как можно опускать монеты через отверстие в копилке, обращайте внимание, что Вы берете монету двумя пальцами, а не всей рукой.
Необходимые материалы: монеты и копилка (желательно ,чтобы копилку было не просто разбить.
Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук.
Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 1 года.
17. Тренируемся сортировать бусинки по цвету.
Описание — покажите малышу, как можно брать зажимом разноцветные бусинки и раскладывать их по цвету в отдельные контейнеры.
Необходимые материалы: лоток (у меня из-под акварельных красок), разноцветные бусинки и зажим.
Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук.
Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 1 года и 6 месяцев.
18. Учимся сортировать пуговицы по форме.
Описание — покажите малышу, как можно сортировать пуговицы по их форме.
Необходимые материалы: лоток и пуговицы различной формы.
Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук.
Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 2 лет.
Перед Вами продолжение идей для практических занятий дома по методу раннего развития Марии Монтессори.
19. Приобретаем навык откручивания и закручивания.
Описание — покажите малышу, как можно откручивать и прикручивать трубы к друг другу Необходимые материалы: пластиковых трубы (их можно купить в строительном магазине).
Что это дает? Тренировка координация глаз и рук, двигательные навыки, координация внимания. Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 2 лет.
Примечание. Вместо пластиковых труб можно использовать и обычные пластиковые бутылки и предложить малышу откручивать и закручивать их крышки.
20. Тренируемся держать китайские палочки в руке.
Описание – покажите малышу, как можно переносить мелкие предметы из одной емкости в другую при помощи китайских палочек.
Необходимые материалы: 2 миски, китайские палочки для еды, губка (я ее изрезала на мелкие кусочки).
Что это дает? Тренировка координация глаз и рук, двигательные навыки, координация внимания.
Возраст – в эту игру можно начинать играть приблизительно с 2 лет и 6 месяцев.
21. Учимся сервировать стол по-европейски.
Описание — покажите малышу, как нужно сервировать стол по-европейски, где должны лежать вилка, ложка, ножик, тарелка, салфетка.
Необходимые материалы: подставка, ложка, ножик, вилка, тарелка, салфетка.
Что это дает? Тренировка координации движений. Прививание этикета.
Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 2 лет.
22. Учимся сервировать стол по-китайски.
Описание — покажите малышу, как нужно сервировать стол по-китайски, где должны лежать палочки, тарелка, салфетка, ложка.
Необходимые материалы: подставка, ложка, китайские палочки для еды, тарелка, салфетка.
Что это дает? Тренировка координации движений. Прививание этикета.
Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 2 лет.
23. Учимся сортировать столовые приборы.
Описание — покажите малышу, как можно сортировать столовые приборы, где должны лежать ложки, вилки, ножики, палочки и т.д.
Необходимые материалы: пластиковые ложки, ножи, вилки, деревянные палочки для еды, лоток для приборов.
Что это дает? Тренировка двигательных навыков, координация глаз и рук, умение сортировать предметы.
Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 1 года и 6 месяцев.
24. Учимся сортировать и складывать носки.
Описание — покажите малышу, как найти пару для носков по цвету, как их нужно складывать. Необходимые материалы: разноцветные носки, пластиковый лоток.
Что это дает? Тренировка двигательных навыков, координация глаз и рук, умение сортировать предметы.
Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 1 года и 6 месяцев.
26. Учимся набирать и пересыпать большой ложкой.
Описание — покажите малышу, как можно зачерпывать бобы большой ложкой и пересыпать их в другую емкость.
Необходимые материалы: 2 миски, большая ложка, большие бобы ( макароны или аналогичные бобовые).
Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук.
Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 1 года и 2 месяцев.
27. Учимся набирать и пересыпать маленькой ложкой.
Описание — покажите малышу, как можно зачерпывать бобы большой ложкой и пересыпать их в другую емкость.
Необходимые материалы: 2 миски, маленькая ложка, большие бобы ( макароны или аналогичные бобовые).
Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук.
Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 1 года и 2 месяцев.
28. Учимся открывать и закрывать банки
Описание – покажите малышу, как можно отвинчивать крышку из-под банки и как завинчивать.
Необходимые материалы: несколько банок из толстого стекла (у меня из-под кофе и соли).
Что это дает? Тренировка координация глаз и рук, двигательные навыки, координация внимания.
Возраст – в эту игру мы играем приблизительно с 1 года и 7 месяцев.
Кстати, для большего интереса малыша к развитию этого навыка можно положить в банку маленькую игрушку и предложить ее открыть, а потом переложить в другую банку и закрыть.
29. Учимся складывать салфетки
Описание — покажите малышу, как можно складывать салфетки при этом попробуйте показать несколько способов складывания, обращайте его внимание на форму салфетки. Сложите ее в виде треугольника, прямоугольника, квадрата и т.д. Необходимые материалы: салфетка (полотенце).
Что это дает? Тренировка пальцев рук.
Возраст — в эту игру мы играем приблизительно с 1 года и 6 месяцев.
Примечание — выберите какую-нибудь красивую салфетку, можно с изображением животных, чтобы заинтересовать малыша.
30. Играем на музыкальных инструментах.
Описание — покажите малышу, как можно играть на простых музыкальных инструментах. Необходимые материалы: любые простые музыкальные инструменты.
Что это дает? Тренировка пальцев рук, развитие мелкой моторики рук, знакомство с музыкальными инструментами.
Возраст — в эту игру мы играем приблизительно с 6 месяцев.
Примечание — обратите внимание малыша, как можно играть на музыкальных инструментах, например, в бубен можно стучать двумя способами, одной рукой держать его, а второй стучать по нему или просто трясти в одной руке. Тоже самое с маракасами — можно бить ими по ладошке или тоже трясти. Дудочка — очень полезный музыкальный инструмент для развития дыхательных навыков, кроме того, для самых маленьких подойдут и простые погремушки. Не останавливайтесь на самых простых музыкальных инструментах, сейчас в магазине детских игрушек можно купить и маленькое детское пианино, и гитару и другие инструменты.
31. Учимся рисовать с помощью губок для рисования
Описание — вылейте краски в небольшие емкости и предложите малышу, взяв губку, макнуть ее в краску, а потом оставить след на листке бумаги. При этом называйте малышу название фигуры и ее цвет. Например, макнем мишку в желтую краску. Будет желтый мишка.
Необходимые материалы: губки (их можно купить или вырезать самим), краски, бумага.
Что это дает? Тренировка пальцев рук, развитие мелкой моторики рук, а главное, малыш с помощью таких материалов выявляет связь между предметом и его цветом.
Возраст — в эту игру мы играем приблизительно с 1 года.
32. Учимся рисовать.
Описание — дайте малышу множество разноцветных карандашей и фломастеров и предложите свободу действия.
Необходимые материалы: цветные карандаши, фломастеры, мелки, бумага.
Что это дает? Развитие самовыражения и творчества.
Возраст — в эту игру мы играем приблизительно с 8 месяцев.
Примечание. Кстати, не ограничивайтесь стандартным листком бумаги, развивайте нестандартность мысли малыша, предложите ему порисовать на ватмане, листках А3 и других. Малыш должен привыкнуть с самого малого возраста, что картины, которые он рисует, бывают разных размеров. Вы же не хотите, чтобы Ваш малыш мыслил стандартно…
33. Рисуем на мольберте
Описание – предложите малышу нарисовать картину красками на мольберте.
Необходимые материалы: бумага, краски, кисти, мольберт, стаканчик для воды, тряпочка.
Что это дает? Развитие самовыражения и творчества.
Возраст – в эту игру мы играем приблизительно с 1 года.
34. Учимся резать ножницами
Описание – покажите малышу, как можно резать бумагу с помощью ножниц.
Необходимые материалы: ножницы с тупым концом, разноцветная бумага.
Что это дает? Тренировка двигательных навыков, координация глаз и рук
Возраст – в эту игру можно пробовать играть приблизительно с 2 лет.
35. Играем с пластилином.
Описание – покажите малышу, как можно лепить различные формы и фигурки из пластилина.
Необходимые материалы: пластилин.
Что это дает? Развитие творчества и мелкой моторики пальцев рук.
Возраст – в эту игру можно пробовать играть приблизительно с 8 месяцев.
Примечание. К выбору первого пластилина подходите с осторожностью. Ведь малыш все любит пробовать на зубок и может проглотить кусочек пластилина. Поэтому выбирайте пластилин из нетоксичных материалов, у нас дома, например, пластилин Play-Doh.
Упражнения с розовой башней
Тренинг «Розовая башня» тренирует фантазию, творческие способности и пространственное мышление ребенка. Сегодня многие детские клубы, развивающие ребят по системе Монтессори, тоже носят название «Розовая башня».
Розовые кубы разной величины лежат на полу. Задача воспитателя – сначала выбрать самый большой и поставить по центру комнаты. Затем выбирается меньший по величине куб, однако среди оставшихся он тоже должен быть самым большим. Так постепенно строится розовая башня. Затем розовая башня разбирается, и ребенок остается наедине с кубиками. Постепенно он собирает различные комбинации кубиков, делая всевозможные фигурки.
Также упражнение «Розовая башня» помогает малышам осознать понятия «большой-маленький», «больше-меньше».
Рамки-вкладыши
Особого внимания заслуживают упражнения, в которых задействованы рамки-вкладыши. Они предназначены для детей разного возраста: в них можно играть с малышам до года. Простые рамки-вкладыши учат ребят различать геометрические фигуры, животных, птиц, фрукты, транспорт и т.д. Для старшего возраста предлагаются рамки с цифрами, дробями и т.д. Рамки-вкладыши не только развивают мелкую моторику, но речь. Играя в рамки, малыш узнает новые слова, понятия и запоминает их.
Вкладыши Монтессори учат классифицировать предметы по силуэтам, форме, виду. Такие рамки, как «Больше-меньше», можно предлагать малышу уже с 8 месяцев. Вкладыши Монтессори со шнуровкой развивают сноровку, глазомер, внимание, укрепляют кисти рук. Рамки с дробями представляют собой элементарные пазлы, которые малыш учится собирать.
Не только рамки, но и все игрушки Монтессори направлены на развитие разных сторон личности ребенка. Здесь нет бесполезных вещей: все упорядочено и подчинено методике.
Описание |
Дайте малышу множество разноцветных карандашей и фломастеров и предложите свободу действия. |
Цель |
Развитие самовыражения и творчества |
Материалы |
Цветные карандаши, фломастеры, бумага |
Возраст с 8 месяцев.
Приечание. Кстати, не ограничивайтесь стандартным листком бумаги, развивайте нестандартность мысли малыша ? предложите ему порисовать на ватмане, листках А3 и других. Малыш должен привыкнуть с самого малого возраста, что картины, которые он рисует бывают разных размеров.