В 1907 году открылась первая школа итальянского педагога Марии Монтессори. В ней учились дети бедняков, больные малыши, которые по умственному развитию значительно отставали от здоровых детей из благополучных семей. Однако вскоре Мария заметила, что в результате ее занятий ребята стали демонстрировать гораздо большие способности, чем их сверстники из других школ. Монтессори поняла, что созданную ею методику раннего развития можно применять не только к больным, но и к здоровым детям, значительно ускоряя их личностный рост.
Сегодня многие детские сады работают по системе Монтессори, а педагоги в них проходят специальный курс обучения. Однако заниматься по этой методике можно и дома. Для этого следует осознать основные принципы, которым следовала сама Монтессори в своей работе с детьми.
На чем основана система?
Методика Марии Монтессори основана на «трех китах»:
- ребенок;
- учитель;
- окружающая среда.
Роль педагога в школе Монтессори значительно меняется. Его цель – наблюдать за ребенком, способствуя его саморазвитию.
Взрослый выступает не наставником, а человеком, который создает для малыша удобную для развития окружающую среду. Малыш сам выбирает то, что ему интересно. Вмешиваться в деятельность ребенка учителю позволено только тогда, когда кроха об этом попросит.
Основное обучение детей происходит в специально подготовленной для них окружающей среде.
С одной стороны, это своеобразная модель взрослой среды, адаптированной для ребенка. С другой стороны, помещение по Монтессори оборудовано так, чтобы максимально способствовать разностороннему развитию малыша. Большую роль в его организации играют Монтессори-материалы. Их делают только из натурального сырья, например, дерева. Многие из них довольно сложные для изготовления, поэтому и стоят они дорого. Однако создать среду Монтессори можно и в домашних условиях, воспользовавшись подручными ссредствами.
Педагогические идеи Монтессори предполагают разделение пространства на несколько зон.
- Зона реальной жизни. Организовать эту зону в домашних условиях легче всего. Здесь малыш учится различным бытовым действиям: одеваться, мыться, рисовать, мыть, разрезать и т.д. Материалами могут быть посуда, краски, одежда и т.д., т.е. все, что можно найти в доме. Благодаря этим действиям дети учатся простейшим бытовым действиям, развивают крупную и мелкую моторику.
- Зона сенсорного развития. Эта зона позволяет ребятам осваивать формы, цвета, длину, вес и другие свойства предметов. Например, на столе могут лежать цилиндры слева направо, начиная от самого большого и завершая самым маленьким. Наблюдая за этими цилиндрами, малыш учится проводить глазами справа налево. Этот навык поможет им в будущем осваивать чтение.
- Зоны, посвященные различным предметам: математическая, языковая, естественно-научная и т.д. Они создаются для умственного развития детей и обучения их специальным знаниям.
- Зона двигательной активности. Активные занятия спортом Монтессори педагогика не предполагает. Все упражнения направлены на развитие координации, внимания и равновесия. С этой целью на полу рисуется тонкая лента в виде круга или овала.
Зону для раннего развития ребенок опять-таки выбирает сам. Здесь он может играть один или вместе с другими детьми.
Каждый малыш работает в собственном темпе: соревнования здесь нет.
Вместо школьных парт в классе Монтессори стоят легкие стульчики и столики, которые ребенок сам может переносить, коврики, с помощью которых можно заниматься прямо на полу. Время пребывания в школе Монтессори не делится на уроки. Кроха может заниматься любимым делом столько, сколько требуется, при необходимости обращаясь за помощью к учителю. При этом сам педагог не вмешивается. Однако это не означает, что воспитатель вовсе не вмешивается в процесс обучения. Педагогические идеи Монтессори основаны на вполне определенных принципах.
Принципы педагогики
-
Педагогические
- свободный выбор (ребенок может сам выбирать вид деятельности);
- использование дидактического материала (для малышей создается специальная обучающая среда);
- контролирование ошибок (кроха сам осуществляет контроль своих действий и исправляет ошибки);
- наличие общих правил поведения для всех (например, убирать за собой, соблюдать тишину, уважать другого и т.д.);
- присутствие в группе детей разных возрастов;
- активное участие детей в процессе.
-
Психологические
- самостоятельность (все, что малыш может делать самостоятельно, ему позволяется делать);
- отсутствие оценивания;
- отсутствие соревнований.
Все принципы тесно взаимосвязаны друг с другом. Только их совместное сочетание может дать результат, которые предполагают педагогические идеи Монтессори для раннего развития детей.
Особенности создания условий дома
Педагогические идеи Марии Монтессори можно реализовать и дома, если нет возможности отдать малыша в специализированный детский сад. Конечно, в домашних условиях создать среду по всем правилам вряд ли получится, но ввести отдельные ее элементы в игру малыша под силу каждому родителю.
Прочитать как организовать монтессори занятия дома можно здесь.
Для этого не обязательно приобретать дорогостоящие материалы: воспользуйтесь предметами, которые есть дома под рукой. Это может быть посуда, в которую вы положите крупу и предложите малышу переложить ее ложкой в другую емкость.
Учебным материалом может быть шнурок для завязывания бантиков, бутылка и лейка для переливания жидкости и т.д. Эти бытовые навыки многим родителям кажутся бесполезными для развития ребенка, в то время как именно они способны приобщить его к взрослой жизни, организовать, научить быть внимательным и собранным.
Плюсы и минусы теории
Сегодня существует много разногласий по поводу того, насколько полезна для развития детей методика Монтессори. Родители все больше с опаской отдают малышей в такие садики. В чем же причина?
Почему столетие назад эта система вызывала восхищение педагогического мира, а теперь – сомнения?
Все дело в тех требованиях, которые предъявляет детям общеобразовательная школа. Учителя по-разному относятся к детям, пришедших из детских садов, работавших по методике Монтессори.
Одни отмечают самостоятельность и быстрое освоение материала у ребят, а другие – неуправляемость детей, которые привыкли делать только то, что им хочется.
Плюсы в системе Монтессори, несомненно, есть:
- умение самостоятельно делать выбор и проявлять инициативу;
- организация собственной деятельности;
- всестороннее развитие;
- самоконтроль и самостоятельное исправление ошибок;
- ответственность за свои поступки, организация своего рабочего места;
- умение сотрудничать;
- уверенность в себе;
- умение воспринимать и передавать информацию;
- формирование независимой оценки;
- самодостаточность.
Кажется, этих положительных моментов раннего развития ребенка вполне достаточно, чтобы принять систему Монтессори. Но при внимательном анализе ее принципов становятся явными недостатки.
- отсутствуют упражнения для развития фантазии и творческого мышления;
- ребенок окружен исключительно адаптированной средой, где все живут по особым правилам;
- отсутствие элемента соревнования: нет стимула для развития, все основано только на индивидуальном интересе;
- неприспособленность к работе в ситуации, когда учитель не помощник и друг, а авторитарная личность.
В последнем утверждении и кроется ответ на вопрос, почему порой школьные учителя не одобряют детские сады Монтессори. В них малыши стремятся делать только то, что им интересно. Они не привыкли к давлению со стороны воспитателя. В обычной школе же от них требуют безоговорочного подчинения. Прежние принципы воспитания вступают в конфликт и действительностью.
Педагогические идеи Монтессори для раннего развития не идеальны и имеют свои минусы. Воспитывая и развивая своего ребенка, основывайтесь на нескольких педагогических идеях, взяв из каждой только положительные моменты. В системе Монтессори привлекает самостоятельность детей, их умение организовать свой труд и нести ответственность за поступки. Однако задания и зоны для творческого развития сделают эту методику более разносторонней и отвечающей потребностям современной педагогики.