«Первые 2 года жизни малыша являются наиболее важными и оказывают существенное влияние на его последующую жизнь, ведь перед малышом открыт весь мир», — Мария Монтессори. От рождения до года особое внимание стоит уделять следующим моментам.
- Музыка и человеческий голос
- Безопасность и комфорт
- Сон
- Примеры игр
- Тренируемся пользоваться ложкой
- Учимся прищеплять прищепки
- Учимся вкручивать гайки в болты
- Учимся шнуровать
- Учимся брать предметы зажимом
- Тренируемся переливать воду
- Учимся переливать из одной большой емкости в 2 маленьких
- Учимся переливать воду из одной емкости в другую при помощи шприца без иглы или пипетки
- Учимся брать ситечком плавающие предметы
- Учимся переливать воду в бутылку с узким горлышком при помощи воронки и кувшина
- Учимся открывать и закрывать липучки, кнопки, молнии, пряжки, завязывать и развязывать шнурки
- Играем в рамки-вкладыши
Музыка и человеческий голос
Еще находясь в животике у мамы, малыш начинает прислушиваться к голосам, доносящимся снаружи, человеческий голос для него очень интересен. Он запоминает интонации и тембр голоса самых близких людей, улавливает интонации голоса. Поэтому так важно после рождения малыша, как можно больше разговаривать с ним, говорить, как Вы его любите, рассказывать обо всем, что его окружает. Ваш голос должен быть ласковым: произносите слова четко и без ошибок, пойте малышу песенки.
Особое внимание, как утверждает система Монтессори, следует уделить следующему моменту. Когда Ваш малыш попытается что-нибудь сказать, агукнуть, например, подражайте ему, улавливайте все интонации его голоса и повторяйте. Таким образом, Вы будете стимулировать его к первой речи. Вот увидите: через какое-то время Ваш малыш начнет произносить все новые и новые звуки…
Кроме того, с самого рождения можно уже читать книжки младенцу, показывать картинки, слушать с малышом красивую классическую музыку. Ведь малыш, когда только родился: не умеет ни сидеть, ни ползать, ни бегать. Единственное, что он может, — это разглядывать все, что его окружает. Поэтому так необходимо наполнить его мир красивыми животными, растениями, природой и т.д.
Безопасность и комфорт
Эти два важных фактора, которыми Вы должны обеспечить Вашего малыша. Раньше считалось, что малыши не помнят период в жизни после своего рождения, сейчас же уже научно доказано, что младенец может вспомнить не только длительный период своей жизни, но и даже сами роды. Находясь в животике у мамы, он уже привык к голосам, окружающим его, он четко знает, как стучит сердце его мамы. Когда он появляется на свет, то потихоньку начинает узнавать все те голоса, окружавшие его до рождения; он слушает мамино сердечко, когда она кормит его грудью, рядом с ней маленький человечек чувствует себя в безопасности, поэтому так важно первый период времени окружать малыша только близкими людьми, чьи голоса он слышал еще до рождения. Друзьям же показывать малыша первое время не стоит, чтобы не испугать его. Относитесь очень бережно к малышу, говорите с ним спокойным ласковым голосом, одевайте его в мягкую теплую одежду из натуральных материалов, обращайте внимание, что швы в одежде должны быть наружу. Таким образом, Вы создадите все условия, чтобы малыш понял, что мир прекрасен, комфортен и безопасен.
Сон
Сон очень важен для младенцев. Представьте себе Ваш малыш 9 месяцев находился в темном закрытом тесном месте — у Вас в животике и тут когда он появился на свет, его окружает множество звуков, свет, совсем другая кроватка и все-все-все совсем по-другому, кроме маминого голоса. Поэтому основная задача родителей создать все необходимые условия для комфортного сна младенца. Система Монтессори предполагает, что все родители должны обеспечить для малыша свое личное пространство. Это может быть детская комната, или мат, или манеж, то есть то место, где малыш может спать, ползать и проводить время как он хочет по своему личному графику. Если же приучить малыша к рукам, качать его всегда перед сном или петь одну и ту же песенку, то у малыша может появиться зависимость от этого и он не сможет в последующем заснуть без этих вещей. В последующем же будет гораздо сложнее отучить его от этого. Умственная работа мозга малышей не прекращается ни на минуту. Когда малыши спят, их мозг обрабатывает и осмысляет все, что они видели, когда не спали. Мы не должны смотреть на новорожденных, как на маленьких беспомощных человечков, ведь малыши хоть и малы по размеру, но обладают просто огромными умственными и физическими способностями…
Примеры игр
Программа М. Монтессори для самых маленьких предполагает особые игры для детей, которые не только развивают мелкую моторику, творческое мышление, но и приспосабливают малышей к быту и готовят к взрослой жизни.
Вы можете легко играть в игры, которые предлагает система Монтессори, с детьми в возрасте от 10 месяцев до 7 лет. Занимаясь с малышом по этим практическим методам дома, Вы развиваете его мелкую моторику рук, тренируете концентрацию внимания, координацию движений глаз и рук, кроме того, Вы помогаете малышу приспособиться ко взрослой жизни, в будущем это очень поможет при адаптации в детском саду, а именно, умение ухаживать за собой и близкими, что очень важно!!! Итак, перед Вами сами практические методы.
Тренируемся пользоваться ложкой
Цель — научиться зачерпывать ложкой.
Что это дает? Тренирует концентрацию внимания, моторные навыки, координацию глаз и рук.
Необходимые материалы: миска, ложка, любые виды бобовых (лучше начинать с более крупных, таких как фасоль, потом можно перейти на чечевицу, горох, рис, гречку и т.д.). Возраст — мы играем в эту игру с 1 года.
Учимся прищеплять прищепки
Описание — тренируемся прищеплять прищепки к краям миски.
Необходимые материалы: разноцветные прищепки, миска.
Что это дает? Тренирует концентрацию внимания, моторные навыки, координацию глаз и рук.
Возраст — мы играем в эту игру с 1 года.
Кроме того, следующим этапом можно тренироваться, например, прищеплять прищепками разноцветные листы бумаги к натянутой веревке.
Учимся вкручивать гайки в болты
Описание – берем разноцветные и различные по форме и размеру игрушечные гайки и болты и тренируем навык завинчивания и отвинчивания.
Необходимые материалы: игрушечные гайки и болты.
Что это дает?
Тренировка двигательных навыков.
Возраст — мы играем в эту игру с 1 года и 6 месяцев. Пока не очень получается. Все-таки эта игра для более старшего возраста.
Кстати, можно начинать тренировать навык откручивания и закручивания с обычными пластиковыми бутылками.
Учимся шнуровать
Цель — практика нанизывания бусин различного размера, цвета и формы?
Необходимые материалы: шарики различной формы, цвета и размера, нитка.
Что это дает?
Развитие концентрации внимания, тренировка мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук, умение сортировать.
Возраст — мы играем в эту игру с 1 года.
Учимся брать предметы зажимом
Цель – тренируемся брать зажимом кубики разного цвета и расфасовывать по разным ячейкам.
Необходимые материалы:
зажим, разноцветные кубик.
Что это дает? Развитие концентрации внимания, тренировка мелкой моторики пальцев рук в раннем возрасте, координация глаз и рук, умение сортировать.
Возраст – в эту игру можно пробовать играть с 2 лет.
Тренируемся переливать воду
Описание – покажите малышу, как можно пересыпать макароны из одной емкости в другую.
Необходимые материалы: 2 небольшие чаши, макароны (кроме макарон можно использовать рис, гречку и другие крупы, но все-таки лучше начать с более крупных материалов).
Что это дает?
Тренировка двигательных навыков, концентрация внимания, координация глаз и рук.
Возраст — в эту игру мы играем приблизительно с 1 года и 4 месяцев.
Учимся переливать из одной большой емкости в 2 маленьких
Описание – покажите малышу, как можно открывать и закрывать липучки, кнопки, молнии, пряжки, завязывать и развязывать шнурки.
Необходимые материалы: можно купить уже готовые материалы в Монтессори магазинах или просто использовать старую одежду.
Что это дает?
Обучение самостоятельности, координация движений рук.
Возраст — в эту игру мы играем приблизительно с 1 года и 6 месяцев.
Учимся переливать воду из одной емкости в другую при помощи шприца без иглы или пипетки
Описание – покажите малышу, как можно собирать и разбирать вот такие рамки-вкладыши, таким образом, малыш знакомиться с различными формами.
Необходимые материалы: купите своему малышу рамки с разноцветными геометрическими формами-вкладышами.
Что это дает?
Тренировка координации движений, ловкость рук.
Возраст — в эту игру мы играем приблизительно с 1 года.
Учимся брать ситечком плавающие предметы
Описание – практика вылавливания шариков из-под настольного тенниса маленьким ситечком и ложкой. Наполните одну миску водой и опустите в нее несколько шариков из-под настольного тенниса, покажите малышу, как можно вылавливать шарики
ситечком и переносить их в пустую миску.
Необходимые материалы:
2 миски, несколько шариков из-под настольного тенниса, ложка, маленькое ситечко, губка.
Что это дает?
Тренировка двигательных навыков, концентрация внимания, координация глаз и рук.
Возраст – в эту игру мы играем приблизительно с 1 года.
Кроме того, для игры можно использовать не только шарики, но и купить набор, например, морских обитателей и предложить малышу вылавливать их.
Учимся переливать воду в бутылку с узким горлышком при помощи воронки и кувшина
Описание – тренировка переливания воды при помощи воронки и кувшина.
Необходимые материалы:
бутылка с узким горлышком, кувшин, воронка, губка.
Что это дает? Тренировка двигательных навыков, концентрация внимания, координация глаз и рук.
Возраст – в эту игру мы играем приблизительно с 1 года и 5 месяцев.
Учимся пересыпать макароны из одной емкости в другую.
Описание – покажите малышу, как можно пересыпать макароны из одной емкости в другую.
Необходимые материалы: 2 небольшие чаши, макароны (кроме макарон можно использовать рис, гречку и другие крупы, но все-таки лучше начать с более крупных материалов).
Что это дает? Тренировка двигательных навыков, концентрация внимания, координация глаз и рук.
Возраст – в эту игру мы играем приблизительно с 1 года и 4 месяцев.
Учимся открывать и закрывать липучки, кнопки, молнии, пряжки, завязывать и развязывать шнурки
Описание -покажите малышу, как можно открывать и закрывать липучки, кнопки, молнии, пряжки, завязывать и развязывать шнурки.
Необходимые материалы: можно купить уже готовые материалы в монтессори магазинах или просто использовать старую одежду
Что это дает? Обучение самостоятельности, координация движений рук.
Возраст – в эту игру мы играем приблизительно с 1 года и 6 месяцев.
Играем в рамки-вкладыши (Знакомство с формами)
Описание -покажите малышу, как можно собирать и разбирать вот такие рамки-вкладыши, таким образом, малыш знакомиться с различными формами.
Необходимые материалы: купите своему малышу рамки с разноцветными геометрическими формами-вкладышами.
Что это дает? Тренировка координации движений, ловкость рук.
Возраст – в эту игру мы играем приблизительно с 1 года.
Играем в рамки-вкладыши
(Знакомства с формами и частями).
Описание -покажите малышу, как можно собирать и разбирать вот такие рамки-вкладыши, таким образом, малыш знакомиться с различными формами и частями.
Необходимые материалы: купите своему малышу рамки с разноцветными геометрическими формами-вкладышами.
Что это дает? Тренировка координации движений, ловкость рук.
Возраст – в эту игру мы играем приблизительно с 1года и 5 месяцев.
Описание -покажите малышу, как можно собирать и разбирать вот такие паззлы, таким образом, малыш знакомиться не только с различными формами, но и дикими и домашними животными, цифрами, домашним и сельским хозяйством, сказками и т.д.
Необходимые материалы: купите своему малышу рамки с разноцветными формами-вкладышами.
Что это дает?
Тренировка координации движений, ловкость рук, интенсивное развитие мелкой моторики.
Возраст – в эту игру мы играем приблизительно с 1 года.
Вот еще в какие рамки-вкладыши играет моя дочка:
Знакомство с цифрами и количеством
Знакомство с животными
Знакомство с животными Африки
Знакомство с сельским хозяйством
Знакомство с животными Африки
Знакомство с домашними животными
отличная статья! спасибо! подскажите, пожалуйста, где купить рамки-вкладыши (такие как сельское хозяйство, животные Африки…)?