Тема «Зима» является богатым материалом для занятий с детьми по развитию речи. Здесь могут быть
применены:
- поделки,
- иллюстрации и репродукции,
- музыкальные фрагменты,
- фотографии,
- стихотворения,
- загадки,
- пословицы и поговорки.
Логопедическое занятие на эту тему предоставляет ребятам большие возможности для словотворчества, для проявления собственных талантов. Конспект занятия может состоять из множества разделов и рубрик, включая подвижные игры с атрибутами и эмоциональную разгрузку. Логопедическое занятие на тему «Зима» не должно ограничиваться лишь направленностью на верное и четкое проговаривание звуков и слов. Оно призвано развивать:
- внутреннюю речь,
- словотворчество,
- мелкую и общую моторику.
Наш конспект такого урока начнем с определения целей и задач.
Образовательные и коррекционные цели:
- Обобщить и уточнить знания о зиме как времени года, зимних приметах и играх;
- Активизировать и расширить словарный запас по теме «Зима
- Формировать навык образования слов с помощью приставок и суффиксов, составлять предложения;
- Совершенствовать навыки употребления личных окончаний глаголов и предложно-падежных окончаний существительных;
- Совершенствовать навыки чтения слов и анализа звуков и букв русского языка.
Развивающие и коррекционные цели:
- Развивать память, внимание, восприятие;
- Развивать языковое чутье;
- Развивать умение строить диалоги;
- Развивать умения давать отчет о выполнении действия, уметь комментировать упражнения, словесно обобщать;
- Развивать активность, самостоятельность в применении полученных знаний, любознательность;
- Развивать умения снимать напряжение, как физическое, так и эмоциональное.
- Воспитательные цели:
- Воспитывать любовь и уважение к речи;
- Воспитывать любовь к природе;
- Воспитывать самостоятельность, активность в проявлении инициативы.
Оборудование: ноутбук, снежинки из бумаги, мяч, предметные картинки.
Перед тем как проводить подобное логопедическое занятие, неплохо было бы, если бы дети вместе с логопедом вышли на улицу, полюбовались зимней природой, обсудили увиденное на месте, зачитали вслух несколько подходящих по тематике отрывков из произведений художественной литературы. Здесь Вы можете почитать интересные небольшие рассказы о зиме.
После формулировки целей и задач конспект можно продолжить, предложив детям несколько загадок на тему «Зима». Это придаст уроку необходимое настроение и снимет скованность, которая обычно присутствует в начале занятия.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Дети вместе с логопедом входят в комнату. Если на уроке присутствуют гости, с ними необходимо поздороваться.
- Самостоятельная формулировка детьми темы урока.
Логопед загадывает загадки на тему «Зима». Далее логопед задает вопрос группе, о каком времени года будет идти речь? Дети самостоятельно формулируют название темы.
- Беседа по теме занятия.
- – Назовите предметы, явления природы, с которыми у вас ассоциируется зима
- – Какие зимой дни и ночи? Что длиннее?
- – Что вы можете рассказать о снеге? Какой он?
- – Какие вы знаете зимние месяцы?
- – В какие игры на улице можно играть зимой?
4. Упражнение «Снежинки» для развития артикуляции и дыхания.
Логопед просит детей сесть в круг и раздает каждому бумажные снежинки на ниточке. Их можно заранее подготовить вместе с ребятами или попросить изготовить дома. Выполняя упражнение, дети вытягивают губы трубочкой и дуют на снежинки. Достаточно повторить 3-5 раз. Примеры поделок снежинок Вы можете посмотреть здесь.
- Продолжение беседы по теме
– Назовите изменения, которые происходят в природе в зимнее время.
– Логопед называет явление природы, а дети должны подобрать к нему глаголы:
- Мороз (что делает?) кусает, трещит
- Снег (что делает?) кружится, падает, танцует, идет
- Вьюга (что делает?) злится, воет, бушует
- Игра «Проказы зимы» направлена на формирование и развитие навыков словообразования с помощью приставки за-.
Логопед просит детей подойти поближе к окну. Желательно для урока выбрать снежный день, когда можно наблюдать все прелести зимы. Логопед составляет предложения и просит образовать от имеющихся в них глаголов новые с приставкой за- .
- Зима покрыла снегом землю – заснежила
- Лед покрыл реку – река заледенела
- Игру с целью формирования навыков образования слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами можно провести в кругу с мячом. Логопед называет слово и бросает мяч ребенку. Ребенок возвращает мяч логопеду, называя слово, образованное от данного с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Например:
- Огонь-огонек
- Лед-ледок
- Окно-оконце
- Снежинка-снежиночка
- Следующее упражнение направлено на умение комментировать собственные действия.
Детям раздаются чистые листы бумаги либо недорисованные картинки на тему «Зима». Задача ребят – нарисовать собственную картинку или дорисовать уже имеющуюся. Выполняя это задание, дети комментируют вслух каждое действие.
- – Я рисую…
- -Я дорисовываю…
- – Я раскрашиваю…
После того, как задания будут выполнены, логопед может развесить рисунки на доске с помощью магнитов.
Конспект урока необходимо составлять так, чтобы ориентировочно в середине занятия проводилась физкультминутка или подвижная игра.
- Физкультминутка.
Для физкультминутки можно использовать специальные стихотворения либо просто называть действия, которые дети должны будут имитировать (кататься на коньках, лепить снежки, ловить снежинки и т.д.).
- Составление предложений по картинкам.
Для этого задания вполне могут подойти те рисунки, которые выполнили дети в предыдущем задании. Логопед может сам подобрать изображения и репродукции картин знаменитых художников на тему «Зима». Далее логопед просит детей составить по одному предложению по картинке. Необходимо следить за тем, чтобы дети высказывались полными предложениями. При необходимости можно помочь им начать предложение.
- Пальчиковая гимнастика.
Логопедическое занятие в обязательном порядке должно включать в себя упражнения на развитие мелкой моторики. Отличным примером этого может служить пальчиковая гимнастика. Она не занимает много времени, но весьма способствует развитию речи. Логопед самостоятельно подбирает упражнения, сопровождающиеся стихотворениями, прямо или косвенно связанные с зимней тематикой.
- Упражнение «Какой?»
Это задание направлено на расширение словарного запаса, в частности, на использование в речи прилагательных. В первой его части логопед называет слово, а дети должны подобрать к нему как больше прилагательных, например: день – зимний, солнечный, морозный и т.д. Во второй части задание выполняется наоборот: логопед называет прилагательное, а дети подбирают к нему как можно больше подходящих по смыслу существительных, например: холодный – день, ветер, снег и т.д.
- Минута релаксации.
Закончить занятие можно минуткой релаксации. Для этого используем музыкальные произведения композиторов-классиков, просим детей закрыть глаза и представить картины зимнего пейзажа. Если есть возможность показать слайды с соответствующими изображениями, обязательно используйте эту возможность.
Итоги урока
- – Что мы с вами делали на уроке?
- – Что понравилось больше всего?
Данный конспект урока можно изменять, вносить коррективы. Логопедическое занятие может включать в себя гораздо больше форм работы и физической активности детей. Перед вами макет, на основе которого можно составить собственный конспект занятия, взяв понравившиеся вам задания и упражнения, ибо каждый ребенок – индивидуальность, а каждый педагог – личность со своим видением и мировоззрением.
Видео
Пример логопедического занятия по теме: “Зима”