Из всех методов раннего развития, подход Глена Домана к обучению математике является наверное самым … удивительным. Мы привыкли к тому, что сначала нас обучают последовательности чисел (1, 2, 3, 4 …), потом простым арифметическим подсчетам с помощью пальцев и счетных палочек, период же перехода к настоящей “взрослой математике” – это долгий и затруднительный процесс для каждого малыша, включающий в себя сначала отлучение от счета пальцами к произведению математических действий в голове, который проходит, как мы все знаем, со значительными усилиями для наших детей.
Глен Доман считает, что нет никакой необходимости так долго мучить детей всеми этими счетами на пальцах и палочках. По данным исследования, проведенных в его институте “Достижения человеческого потенциала”, дети рождаются уже со способность различать количество объектов. Глядя на сотни точек, они могут с точностью определять их количество без особых усилий и при этом очень быстро – достаточно всего лишь одного их мимолетного взгляда. Научно доказано, что такая особенность человеческого организма по статистике сохраняется от 0 до 3 лет. И на это способен каждый ребенок, главная же задача родителей помочь развить в нем эти способности. Для того чтобы это сделать, Глен Доман предлагает использовать большие карточки с красными точками от 0 до 100 точек. Ежедневно нужно показывать малышу 10 карточек с набором случайных точек. Работая с этими материалами, малыш может освоить не только количества, но и арифметические действия: сложение, вычитание, умножение, деление, а также дроби, последовательности, сложные примеры, в общем все то что дети проходят в школе с первого по 9 класс. Вашим малышам не нужны никакие формулы для решения примеров, они сходу смогут решать очень сложные примеры, прямо как компьютер или “маленький калькулятор”))
Например, 127 +12-66 * 2 = …
Вы сами не можете посчитать этот пример, а Ваш малыш сможет в одну секунду, если с ним заниматься математикой по методике Глена Домана…
Действительно ли это работает?
Изучая иностранные и русские форумы в интернете, я столкнулась с опытом мам уже давно занимающихся по этой методике раннего развития. И вот что я узнала, малыш способен различать количества точек только в период с 0 до 3 лет, потом эта способность уходит. А дело все вот в чем.
Дело в том что период от 0 до 3 – это период, когда правое полушарие мозга человека доминирует над левым полушарием, соответственно, эта способность, как правило, у всех детей уходит после 3 лет.
Поэтому возникает главный вопрос: “А стоит ли вообще заниматься и тратить столько времени на изучение карточек с красными точками, если все равно после 3 лет ребенок не сможет воспринимать их?”
Мое личное мнение таково, что, как и любая система обучения, все зависит от конкретного ребенка и, конечно, родителей. Огромное количество детей уже прошли через всю программу, правда, без удивительных результатов. Каждому свое, как говориться, но я уверена, что время прошло не зря, дети, прошедшие эту программу раннего развития, безусловно, гораздо более развитые и сообразительные, чем их сверстники. Кроме того, кто знает, может быть эти знания выплывут на поверхность в будущем. Кроме того, мне кажется, если грамотно подходить к этой методике, то можно как раз до трех лет мягко совершить переход от карточек с количествами точек на карточки с цифрам и продолжить обучение уже с ними.
Я со своей доченькой Стефанией занимаюсь математикой с 1 года и 2 месяцев. Сейчас ей 1 год и 4 месяца и я уже вижу просто колоссальные результаты. Она уже может решать несложные примеры и показывать простые количества. Так что посмотрим, что будет дальше. Продолжаем заниматься.
В интернете есть примеры людей, которые сумели сохранить эту удивительную способность отличать сколько красных точек на карточке за несколько секунд, сколько, например, виноградинок лежит на тарелке, сколько спичек в коробочке…и после 3 лет. Так почему бы не помочь нашим детям насладиться этой удивительной наукой математикой с самого рождения, тем более что малыши хотят все знать..?! Давайте же им поможем в этом:))
Основные правила
- Начинайте как можно раньше.
- Будьте в хорошем настроении в любое время.
- Уважайте вашего ребенка.
- Начинайте заниматься с малышом только тогда, когда Вы оба находитесь в хорошем расположении духа.
- Остановитесь, до того момента, как Ваш малыш захочет остановиться.
- Показывайте карточки как можно быстрее.
- Добавляйте новый материал как можно больше.
- Соблюдайте последовательность занятий.
- Заранее готовьте материал.
- Помните основной закон:
Если Вы или ваш малыш не хочет заниматься математикой, значит Вы что-то делаете неправильно.
Этапы обучения
- Нулевой этап (для новорожденных – дети в возрасте до 3 месяцев, все остальные дети должны начинаться с первого этапа) – нам понадобятся карточки с точками очень большого размера: 15 x15″, с красными, очень жирными точками 1,5 см в диаметре. Начните с одной карточки, покажите ее в течение 10-15 секунд, удерживая ее перед глазами малыша, чтобы дать ему возможность сосредоточиться на ней. Первый день показываем карточку с одной точкой в течение 10 раз, на второй день карточку с двумя точками в течение 10 раз; таким образом, в течение 7 дней показываем малышу карточки от 1 до 7 в течение 10 раз ежедневно. Повторите эти действия в течение следующих двух недель: так, за первые три недели вы показываете карточку с одной точкой по понедельникам, с двумя точками по вторникам и так далее … На 4-й неделе: берем карточки от 8-14 точек и и начинаем их показывать таким же образом, то есть 10 раз в день. Таким образом, у нас получается следующая схема – следующие три недели мы показываем карточку с восемью точками по понедельникам, карточку с девятью точками по вторникам, и т.д.), далее вводим следующий набор карточек и показываем аналогичным образом. При показах карточек обратите внимание на следующий важный момент! Выберите правильное время дня: когда ребенок находится в хорошем настроении.
Как только вы поймете, что ваш малыш видит точки на карточках ясно и четко, переходите к первому этапу.
- Первый этап – Количество
Обучение малыша происходит следующим образом – ежедневно нужно показывать малышу 2 набора по 5 карточек 3 раза в день. Каждый раз карточки нужно перемешивать. На следующий день добавляем к набору следующие 2 карточки и вынимаем из набора 2 самые старые карточки. Таким образом, показываем карточки-точки количества от 0 до 100. - Второй этап – Уравнения
Начинаем показывать после того, как показали первые 20 карточек из первого шага.
Занятие должны происходить следующим образом, ежедневно нужно показывать малышу 3 примера на сложение 3 раза в день, при этом продолжаем вводить новые карточки количества, которые также продолжаем показывать 2 комплекта по 5 карточек 3 раза в день, пока не дойдем до 100. Уравнения на сложение должны быть простыми, но непредсказуемыми , например, 2 +2 = 4, 5 +11 = 16. Избегайте следующих уравнений: 0 +1 = 2, 1 +2 = 3; 2 +2 = 4. Уравнения на сложение показывайте в течение 2 недель, затем перейдите к вычитанию, через еще 2 недели приступите к умножению, а потом к делению. - Третий этап – Уравнения в несколько действий
К третьему этапу Вы можете приступить, когда Вы Вы полностью завершите первый этап (пройдете количества от 0 до 100) и второй этапа (простые уравнения).
Начинайте работать с уравнениями в три действия, например: 3+4+7 = 14.
Параллельно Вы можете попробовать протестировать Вашего малыша. Это можно сделать следующим образом.- Держите две карточки перед лицом малыша и громко и весело спросите, где 5. При этом показывайте 2 карточки на выбор, например, карточки 5 и 10. Промежуток между количествами первоначально делайте хотя 5 цифр. Если Ваш малыш покажет правильно, то обязательно бурно похвалите его, если нет, то ни в коем случае не ругайте его, а спокойно скажите и покажите, где 5, а где 10.
- Второй тип проверки. Это проверка уравнений, дайте малышу решить простое уравнение, произнесите его вслух и покажите 2 варианта ответа, чтобы он выбрал результат. Если Ваш малыш не хочет отвечать и игнорирует Вас просто и весело произнесите правильный ответ, если ответит правильно бурно и радостно похвалите его, если неправильно спокойно исправьте его.
После нескольких недель показа уравнений в несколько одинаковых действий объедините сложение и вычитание, умножение и деление, но не смешивайте их, например, 10 +5-3 = 12, а не 3 +4 * 6=27
После нескольких недель такого показа, добавляем еще одно действие для уравнений: 45 +11-3-6 = 47.
В качестве дальнейших ступеней Вы можете ввести также:- Последовательности
- Больше и меньше
- Равенства и неравенства
- Простую алгебру и другое.
- Четвертый шаг – Переход на цифры
Карточки с цифрами должны быть размером 11 ? 11, написанные черным шрифтом.На этом этапе показываете малышу карточку с точками и эквивалентную ей карточку с цифрами. - Пятый шаг – Уравнений с цифрами
На этом этапе начинаем показывать аналогично способу с точками уравнения с цифрами.
Полезные материалы и ресурсы
Я думаю, что для каждой мамы будет затруднительно изготавливать такое огромное количество карточек с точками, поэтому есть неплохие альтернативы. На мой взгляд, очень хорошие карточки разработаны компанией Умница Маниченко по методу Глена Домана.
Этот комплект называется Математика с пеленок. Его можно купить на официальном сайте компании. Сайт компании www.umnitsa.ru
Стоимость такого комплекта 1925 руб на сегодняшний день.
Почитать подробнее об этом наборе и моем опыте обучения дочери по нему можно будет здесь.
2). Здесь можно скачать бесплатно программу по обучению математике с пеленок.
Кстати, очень хорошая программа, написана самими родителями для своих малышей. Ее можно совмещать с карточками. Но все-таки, по моему опыту я советую начать с самих карточек, а потом, когда Вы пройдете количества хотя бы до 20 можно дополнять этой компьютерной программой. Если же начать обучать по этой программе малыш может потом отказаться смотреть простые карточки. Так что будьте осторожны с компьютером.
3). Вот еще одна бесплатная программа по обучению математике для малышей
4). Здесь можно скачать бесплатно много презентаций по математике