В чём главная ошибка популярной психологии?
Обычно недостатки — это продолжение или последствие достоинств. Простота изложения тезисов в популярной психологии упирается в их категоричность, что приносит чаще вред, чем пользу. Быть категоричным в психологии, где многие термины и понятия размыты, значит, почти всегда ошибаться. Но для популярной психологии категоричность нужна, как основа веры в правильность постулатов.
Никто не будет читать книги, где автор не категоричен и неубедителен. Поэтому практически все книжки сделаны по одному образцу. Сначала заявляется истина в категоричной форме, например, «надо всё взять в свои руки», а потом приводится пятьсот случаев успеха, когда именно «взять в свои руки» сделало людей счастливыми. Только так и не иначе, по-другому не бывает.
Через некоторое время другой автор издаёт книгу с новым открытием. Оказывается, для счастья «надо всё отпустить, главное в жизни — плыть по течению». Далее приводится пятьсот случаев из жизни людей, пришедших к успеху только после того, как они «разжали руки и всё отпустили». Автор категорично утверждает, что необходимо делать только так и не иначе, в жизни по-другому не бывает.
Категоричность ошибочна, поскольку создаёт рамки «истинности и правильности», но мир гораздо шире, богаче, разнообразнее любых рамок. Когда-то полезно «всё взять в свои руки», а иногда правильнее «всё отпустить и расслабиться». При таком подходе противоположности не создают шизофренической реальности, нет дилеммы: либо так, либо этак.
Но жанр популярной психологии требует категоричности. Идут нескончаемые войны адептов истинных школ и направлений. Одни отстаивают главенство чувств в работе психотерапевта, другие требуют подвинуть чувства и на первое место поставить разум.
Если посмотреть со стороны, то у психологов наблюдается явное расщепление сознания. Кто-то настаивает на изменении отношения к ситуации. Другие требуют перестать ждать и откладывать: надо менять ситуацию, а не отношение к ней.
Статьи пестрят категоричной шизофренией. Мужчину надо завоёвывать и смело брать приступом. Если женщина будет ждать — останется одна. Другие советуют: да пошли ты его, если сам не завоёвывает, значит, не очень он тебя любит. Ещё ни одна яйцеклетка не бегала за сперматозоидом!
Кстати, множество статей — это изложение мыслей из книжек популярной психологии в некоторой авторской обработке, а иногда и без неё.
Популярная бизнес-литература не отстаёт. В одних книжках молятся на мотивацию. В других на мотивацию предлагают наплевать, а восхвалять дисциплину (когда требуют «просто делай» — никакой мотивации не надо).
Любители чувств борются за главенство настроения. Почитатели воли видят спасение в её силе. Одни призывают с ленью бороться. Другие строго предостерегают: «То, с чем боремся, становится сильнее, с ленью надо подружиться».
Абстрактный успех — в изложении авторов популярной психологии — успешно расщепляет сознание обывателю категоричностью противоположных суждений.
Чтобы быть успешным, всегда начинать надо с себя, чему есть тысячи примеров — то ли реальных, то ли придуманных.
С другой стороны, важно начать с других, убрать этих других, которые подло и гадко воруют ваше время, мешают жить, всё дело в них, с них и надо начинать. Кстати, если вас не любят, это их проблемы.
Сотни страниц посвящены тезису, что главное — найти себя, своё предназначение. Тысячи страниц убеждают: никто вам ничего не предназначал, человек сам выбирает свою судьбу. Ну и категоричности по мелочи.
Да, никто никому ничего не должен! Но все люди образуют систему, в которой каждый связан с кем-то, поэтому должен…
Забудьте о прошлом, надо жить будущим. Но все проблемы из прошлого, его надо вспоминать и анализировать.
Надо верить в себя, тогда всё получится. Но верить надо в Бога, а не в себя, всё получится только тогда, когда начнёшь действовать.
Принимайте людей такими, какие они есть. Но нельзя мириться с несправедливостью, равнодушие — страшный грех.
Ну и всегда говори «Да». Но главное — уметь сказать «Нет».
В этих категоричных противоположностях правы все. По крайней мере, легко можно найти ситуации, где справедливым будет любой тезис. Так стоит ли в погоне за популярностью настаивать на своей самой правильной истине и воевать с другими «неправильными»?