Как превратить семью в сплочённую команду?
Кто я — домомучительница или домоправительница? Этот вопрос из «Малыша и Карлсона» неизбежен, если женщина хочет совместить работу и дом. И только на первый взгляд ответ лежит на поверхности: хороший менеджер не может быть плохим организатором. Почему-то ведь распространено мнение, что женщина должна определиться: либо она воспитывает детей, либо занимается карьерой.
Во мне такой подход всегда рождал протест и непонимание. На мой взгляд, это нарушение основ баланса: человек может быть гармоничен и счастлив, только когда он полностью реализуется и в профессии, и в личной жизни. Причём абсолютно не обязательно ходить для этого на работу: можно всего достигнуть и «не отходя от кассы».
Женщина — существо уникальное. Не зря в корпоративном мире считается, что женщина-руководитель — воплощённая эффективность. Она успевает в 24 часа вместить значительно больше, чем эффективный менеджер-мужчина. Ей от природы свойственны аккуратность, внимательность и чуткость по отношению к коллективу. Она принимает решения, исходя из интересов всех членов команды. Если обратиться к теории менеджмента, то главная задача любого менеджера — это развивать и вовлекать в рабочий процесс людей рядом с собой. Но разве не этим занимаются мамы в семьях? Разве семья — не та самая команда, которую женщина ведёт под своим управлением в будущее?
Команду в бизнесе гораздо легче привести к результату. Есть финансовая мотивация, каждый член команды понимает, зачем и для чего он должен в чем-либо участвовать. В конце месяца каждый получает личное финансовое вознаграждение. А как заинтересовать и вовлечь членов семейного коллектива? Что есть тот самый результат?
Расскажу одну историю для примера.
Моя подруга, в прошлом крупный руководитель, а ныне член родительского комитета, согласилась принять участие в районной семейной спортивной олимпиаде. Это был беговой марафон. Задача не представлялась лёгкой, потому что марафон не предусматривал призов. Главная цель — принять участие, причём полным семейным составом. Такие ситуации моей знакомой не раз приходилось решать на работе. Она сформулировала задачу на семейном совете, но неожиданно столкнулась с волной безразличия и непонимания: «зачем это всё». Больше всего возмущался муж и отец: у него, естественно, не было времени на всякие глупости.
Прямыми указаниями делу было не помочь, но и отказываться от затеи было не в правилах моей подруги. Что-то ей подсказывало, что семейная ситуация чем-то отличается от стандартной на работе. До марафона оставалось три недели.
Подруга принялась за разработку плана действий и расстановку приоритетов: именно это она обычно делала в непростых рабочих ситуациях. Первым пунктом было вовлечь в процесс всех членов коллектива. Самым крепким орешком был папа, а без него участие не считалось полным. Вторым пунктом было само участие в марафоне, ну, а третьим — победа: мама понимала, что без подкрепления проекта позитивными эмоциями можно потерять авторитет.
Для начала в доме появилось много занимательной литературы про бег, в семейных вечерних просмотрах превалировали фильмы про соревнования и вкус победы. Дети начали обсуждать модные бренды кроссовок. Дождавшись полного вовлечения детей, моя подруга прибегла к приоритетному пункту. Она объяснила детям, что без папиного согласия их не примут в зачёт, а уж уговорам детей папа противостоять не смог.
Наступил заветный день. Марафон начинался в 10 утра. Вся команда моей подруги гарцевала на старте в модной экипировке жёлтого цвета. Во главе, как и положено, был папа с безумно азартным выражением лица. Он решил, что без достойной кричалки никакое дело делаться не может. На ходу стали придумывать ритуал и кричалку. Под руководством папы разработали комбинацию движений, которыми должны были начинать и заканчивать соревнование. Было даже придумано название команды — «Желторотики», в честь цвета семейных костюмов. Дали старт.
«Желторотики» побежали с шутками, прибаутками, перебивая друг друга кричалкой, останавливаясь по дороге для исполнения ритуала. И вот вроде бы всё отлично, задача решена! Но не совсем… Подруга неожиданно вспомнила про третий пункт — победу. Как же без неё?! И во всеоружии своих способностей эффективного руководителя начала подгонять команду к финишу. Первым восстал папа.
«Да брось ты! И так прикольно, весело!» — запротестовал он. «Зачем нам этот финиш, мама?» — поддержали папу дети. «Ты прямо как домомучительница», — расстроился младший.
Подруга затормозила, осмысливая происшедшее. Команда продолжала бежать, но уже без неё… Она встречала их на финише, а я стояла рядом с ней.
«Ну как? — спросила я, хорошо зная свою подругу. — Наверняка первыми идут?» «Нет. Я чуть всё не испортила, — ответила она. — И вообще, как думаешь, кто такая домомучительница?»
Я была обескуражена вопросом, а в этот момент мимо нас с громким хохотом пробегала команда «Желторотиков»: «Мама, мы не победили, даже в зачёт не прошли. Ты расстроилась?» Подруга ничего не ответила, а просто, обняв их и выкрикивая вместе с ними победные кричалки, отправилась в сторону дома.
Да, хороший управляющий — это талант, и совсем не важно, где вы его проявляете. Разница лишь в целях и результатах. В семье они отличаются от целей в бизнесе. В семье результат — это процесс. И если в процессе есть место удовольствию и радости, значит, задача решена максимально эффективно. Важно вовремя увидеть грань, переступив которую у вас уже не будет шанса стать хорошей домоправительницей, другом своим детям. А угодите в домомучительницы, которых хочется запереть в комнате с пылесосом.