Мертвое море – источник жизни?

Люди делятся на тех, кто уже хоть раз побывал на Мертвом море, и тех, кто пока там не побывал. Того, кто хоть раз увидел его странные воды и окунулся в них, можно заподозрить в принадлежности к какой-то странной секте — так загораются глаза и такие модуляции появляются в голосе путешественников, когда они рассказывают об этом месте. Во время путешествия по Иордании мы попытались спокойно и всерьез разобраться в том, что же на самом деле происходит с теми, кто приезжает на эти берега. Но, конечно же, мы тоже просто пропали.

Фото: Владимир Кезлинг

Эти пейзажи, передать всю глубину которых сможет лишь кисть живописцев Ренессанса, столь же трагичны, сколь и живописны. Мертвое море (которое, впрочем, примерно пять миллионов лет является не морем, а бессточным озером) стремительно мелеет. Испарение влаги происходит намного быстрее, чем приток новой. Сюда впадает, в частности, едва заметная тонкая змейка реки Иордан: некогда также бывшая полноводной, а ныне — уступающая по ширине любой подмосковной речушке. Пресная вода на Ближнем Востоке на вес золота, да и климатические изменения в регионе не способствуют оптимистичным прогнозам изменения этой ситуации.

В среднем Мертвое море теряет в уровне один метр каждый год. Внезапно память подсказала мне простой способ перевода сухих цифр в личные ощущения: с тех пор, как я в прошлый раз окуналась в этот водоем, он стал мельче на пять метров. На более чем три моих роста за довольно короткий период довольно короткой же (с точки зрения ландшафтных изменений планеты) жизни!

Фото: Владимир Кезлинг

Еще в шестидесятых годах двадцатого века Мертвое море делилось на северный и южный бассейны. Сейчас эти очертания остались лишь на музейном макете.

Мертвое море: фото со спутника Европейского космического агентства

Ныне говорить о южном бассейне можно лишь по привычке — из-за обмеления перешеек напрочь разделил эти, и без того небольшие, части моря. В южном, обмелевшем и изрезанном дамбами, ведется добыча минералов. В основном они отправляются для создания удобрений и знаменитой косметики Мертвого моря.

Между тем страны, относящиеся к его бассейну, а также Египет уже долгие годы ведут переговоры о создании канала, который даст приток воды из расположенного совсем неподалеку и весьма полноводного Красного моря. Но даже эксперты не дают точных прогнозов по поводу того, как и насколько это изменит уникальный состав воды в Мертвом море, да и климатические изменения в регионе возможны самые различные.

Фото: Владимир Кезлинг

А пока кривые дороги петляют вдоль самой низкой точки нашей планеты, а расстояния не дают нам забыть о том, что это — Ближний Восток, и здесь все, все очень рядом: на том берегу слегка скрытая соленой дымкой Палестина и знаменитый библейский город Иерихон.

Кстати, и здесь, и в Акабе — иорданском курорте, расположенном на Красном море неподалеку от египетской Табы и израильского Эйлата, ваш телефон сделает попытки сойти с ума, каждые пять минут получая приветствия то от имени местных операторов, то от имени мобильных операторов соседей.

Фото: Владимир Кезлинг

Скалы, окружающие море, скупы, сухи и коварны. Редкие оазисы порой зеленеют за счет нет-нет, да и пробивающейся из-под земли воды.

Фото: Владимир Кезлинг

Но настоящее буйство природы на этих берегах все же поддерживается руками человека. Сказочные нега, роскошь и комфорт — это про курорты Иордании. Отдыхать здесь умеют и любят: отельеры готовы вкладывать в это немалые средства, а отдыхающие — платить по счетам. Уровень отелей высок и на Мертвом, и на Красном море. А вот виды отдыха на этих морях, безусловно, разные.

Фото: Владимир Кезлинг

Впервые увидев территорию отеля, в котором мы отдыхали, я поразилась количеству бассейнов. Бассейн (да и не один) — неотъемлемая часть почти любого отеля, но здесь их количество просто не поддавалось исчислению: панорамные бассейны, плавательные бассейны, бассейны у бара, приватные бассейны. Но очень скоро стало понятно: бассейны — это способ размяться, поплавать или просто поплескаться. Потому что в Мертвом море ни одно из этих действий делать не стоит. Пожалуй, самое прозаичное сравнение, приходящее при купании в Мертвом море — большая общая ванна для спа-процедур. Самое романтичное — выход в космос. На самом деле, и то, и другое — правда.

Фото: Владимир Кезлинг

Все знают, что воды этого моря — одни из самых соленых в мире. Уступают они лишь турецкому озеру Ван. Но мало кто задумывался о том, насколько они солоны. Для примера: соленость Черного моря — 18 промилле, соленость Средиземного — 37 промилле, соленость Красного — 42 промилле. Соленость же вод Мертвого — 260−310 промилле! Разница очевидна, но отчего же такой разброс значений?

Путешественники, побывавшие на израильском берегу Мертвого моря, приглядитесь внимательно. Что вы не видите на этой фотографии? Правильно, солончаков, так живописно украшающих израильский берег. Соленость иорданского берега немного ниже — за счет впадения в него пресного Иордана. Отсюда и разброс — в разных местах бассейна соленость может отличаться.

Фото: Владимир Кезлинг Эта насыщенная солями кальция, магния, калия, натрия и многими другими элементами вода способна снять неприятные симптомы, а то и вылечить, множество заболеваний — от заболеваний кожи до заболеваний опорно-двигательного аппарата. Но все же совет лечащего врача тут может оказаться намного более важным, чем описание достоинств такого отдыха в рамках интернет-обзора путешественников. Добавлю лишь, что способствует оздоровлению не только уникальный состав воды, но и геолокация — атмосферное давление здесь выше, чем где бы то ни было, и воздух насыщен не только солеными испарениями, но и кислородом.

Еще один источник паломничества туристов — целебные сульфидные грязи с ярко выраженным противовоспалительным и гормонально активным воздействием. Сюда (а медицина в Иордании отлично развита — значительная часть специалистов обучалась в СССР, а позднее — в России) часто едут на лечение, например, бесплодия.

Есть мнение, что обгореть на этих пляжах невозможно — опять же, за счет отрицательного значения высот эти берега прогреваются лучами с особым спектром ультрафиолетового излучения. На журналистский эксперимент с загаром в дневные часы я не отважилась, однако вечернее нахождение на солнце подарило мне золотистый оттенок, который моя бледная и очень чувствительная к солнцу кожа не приобрела ни на одном из других морей, на которых мне довелось побывать.

Фото: Владимир Кезлинг

Классическая фотография человека с газетой — мне даже кажется, что на каждом пляже Мертвого моря есть специальный человек, который лежит в воде и читает газету. Но будем внимательны, с этим невероятным ощущением невесомости главное — не переборщить. В первые пять минут нахождения в воде стоит освоиться, понять, какие мышцы и с каким усилием лучше задействовать, иначе результатом может стать, например, попадание брызг соленой воды в глаза при неловком движении. В этом случае глаза стоит сразу же промыть (все пляжи оборудованы пресным душем).

И не стесняйтесь просить о помощи, если чувствуете, что что-то пошло не так! Мне однажды случилось работать переворачивателем пингвинов, когда целая группа прекрасных, но немолодых и тучных дам вошла в воду, перевернулась на спину, а подняться уже не смогла — для этого нужна небольшая, но сноровка. Я подавала им руку и показывала точку на торсе, с которой надо начинать возвращение в вертикальное состояние. Мы с ними смеялись так, что наш смех эхом прокатывался от всех берегов.

Фото: Владимир Кезлинг

А вечерами здесь обволакивает тишина. И не хочется слушать аниматоров на площадках, звон посуды в ресторанах и даже тихую музыку спа-салонов. А хочется просто сидеть на террасе и наблюдать, как огромное красное солнце стремительно падает за горизонт.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: