Христианский дом трудолюбия «Ной». Как появился уникальный социальный приют для бездомных в Москве?

Христианский дом трудолюбия «Ной» открылся в Подмосковье в октябре 2011 года. Вдохновитель и непосредственный руководитель проекта, Емилиан Сосинский, давно вынашивал идею возрождения в России домов трудолюбия св. Иоанна Кронштадтского. На сегодняшний день удалось создать восемь подобных домов, в которых живут и работают около 400 человек. Один из домов стал приютом для стариков, инвалидов и женщин с детьми. От сумы да тюрьмы не зарекайся

По разным оценкам, в Москве насчитывается сегодня от пятидесяти до семидесяти тысяч бездомных. Большая часть этих людей приехала в столицу из других городов, мечтая найти здесь работу и начать новую жизнь. К сожалению, для многих из них это заканчивается трагедией.

Вопреки распространенному мнению, далеко не все бездомные — бывшие уголовники или безнадежные алкоголики. Беда может коснуться и человека, казалось бы, вполне успешного. Среди жителей Дома трудолюбия есть люди самых разных профессий: бывшие предприниматели, инженеры, торговые работники, люди творческих специальностей. Некоторых из них лишили жилья собственные родственники. Главное, что объединяет всех этих людей, — они больше никому не нужны.

Бездомных мы видим практически повсюду: они сидят на автобусных остановках, ночуют на вокзалах, просят подаяния у храмов. Иногда мы суем им монетку, зимой кто-то даже вызовет «Соцпатруль», видя, что человек замерзает на улице. Но чаще мы брезгливо отворачиваемся, а про себя возмущаемся: чего сидят-клянчат — шли бы лучше работать! Это, безусловно, правильно, но если задуматься всерьез: а может ли бездомный без паспорта и прописки устроиться на работу?! На восстановление документов уходит несколько месяцев, и в течение этого времени нужно где-то жить, чем-то питаться. Дом трудолюбия св. Иоанна Кронштадтского

В дореволюционной России тоже существовала проблема бездомных. Св. Иоанн Кронштадтский создал совершенно революционную для своего времени социальную технологию, которая не потеряла своей актуальности и сегодня. Суть ее была в том, чтобы дать людям не только дом, но одновременно и работу. Началось все с двух небольших мастерских, затем открылись народная столовая и ночлежный приют. Объединение под одной крышей мастерских, столовой и приюта, к которым позднее прибавились воскресная школа и библиотека, стало первым примером комплексной помощи бедным и бездомным в России.

О. Иоанн призывал всех жителей Кронштадта посильно участвовать в создании домов трудолюбия. «Разве не доброе, не гуманное дело спасать людей от лености, праздности, апатии, тунеядства?!» — писал священник. И такие дома успешно развивались — за счет благотворительных пожертвований, выручки от продажи продукции и выполненных городских работ, а также за счет дотаций государства. Личные взносы самого о. Иоанна Кронштадтского в пользу Дома трудолюбия ежегодно составляли 50−60 тысяч рублей.

После революции 1917 года все дома трудолюбия были закрыты «за ненадобностью», а помощь нуждающимся объявлена исключительно заботой советского государства. Бесценный опыт в этой сфере жизнедеятельности был практически безвозвратно утерян. Как решается проблема бездомных сегодня?

Казалось бы, сегодня создано немало организаций, которые пытаются решать проблему бездомных. Это различные благотворительные фонды, реабилитационные центры, волонтерские движения. Существуют и организации, использующие труд бездомных для получения прибыли. То есть правильная организация труда этих людей может даже стать бизнесом! Кроме того, есть места, где бездомным предоставляется ночлег (правда, не более нескольких дней). В Москве открыты многочисленные пункты раздачи: еды, одежды, лекарств и даже билетов на поезд, для тех, кто остался без денег и не может вернуться домой.

Но если разобраться, все эти меры не решают проблему, а дают лишь небольшую временную передышку. После нее все возвращается на круги своя: человека покормили, помыли, подлечили, и… он опять оказывается на улице. Восстановленные документы теряются при первой же пьянке, а билеты часто остаются неиспользованными, ведь, как правило, таких людей уже никто нигде не ждет. Дом — Труд — Ной

Емилиан Сосинский, прихожанин храма св. Космы и Дамиана в Шубине и отец троих детей, помогает бездомным уже много лет. Сначала он тоже участвовал в кормлении, одевании и лечении таких людей, но вскоре понял, что этого, как минимум, недостаточно. Более того, многим бездомным эти постоянные подачки идут просто во вред — люди свыкаются со своим положением и уже не хотят ничего менять. Как же помочь по-настоящему?

Тогда и родилась идея создать Дом трудолюбия по модели св. Иоанна Кронштадтского. В 2011 году ее удалось воплотить в жизнь. Прихожане, поддержавшие этот проект, помогли собрать средства на аренду первого коттеджа в Подмосковье. С тех пор, после каждого кормления бездомных в храме, людям предлагают начать трезвую трудовую жизнь.

Емилианов «ковчег» открыт для всех, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Бездомным предоставляется жилье, питание, социальная и юридическая помощь, но при строгом соблюдении ими двух главных требований: работать и не пить. Оставим за скобками все испытания, которые выпали на долю Емилиана на этом пути: и претензии полиции с ФМС, и суды, и жулики-работодатели… Но никакие трудности не смогли заставили его свернуть с сознательно выбранного, хотя и нелегкого пути.

Работу жители приюта находят, как правило, разовую и неквалифицированную: роют канавы, убирают снег или мусор, работают грузчиками на стройках. За свой труд они получают зарплату. При этом в приюте их обеспечивают трехразовым питанием, необходимой одеждой и лечением, деньгами на дорогу до работы и обратно, а также помогают в восстановлении документов. Но правила жизнеустройства здесь очень жесткие. За отказ от работы или прогулы из дома просто выгоняют. Первый раз — на три дня, если попался дважды — на месяц. Второе главное условие пребывания в приюте — отказ от спиртного. Каждый вечер перед отбоем всех проверяют на алкотестере.

«Ноевцы» стараются идти по стопам св. Ионна Кронштадтского. Они живут по уставу, в основу которого положено Евангелие. «Если любое наше правило не соответствует Евангелию, мы должны это правило отменить или изменить. Главное — на человеке нельзя ставить точку», — рассказывает Емилиан. И не ставят: если кого-то приходится выгонять за пьянство или тунеядство, то такому человеку всегда предоставляется возможность вернуться, если он раскаялся в содеянном.

Дому трудолюбия очень нужна помощь: всегда требуется теплая одежда, продукты длительного хранения, детское питание и памперсы, бытовая техника, лекарства и средства гигиены, а также помощь волонтеров.

Если вы можете помочь, пишите и звоните:

Емилиан Сосинский, директор приюта «Ной»

тел.: +7 (926) 236-54-15

E-mail: [email protected]

Продолжение следует…




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: