Методика саморазвития в странах Азии
Духовная практика есть стратегия «самостного бытийствования». Исторически мы наблюдаем любые варианты развития ситуации: самореализованные личности в традиции и вовне всех традиций; нерелиазовавшихся людей среди неприкаянных и преданных. Дело не в том, какая традиция или кто учитель. Важно, насколько вы едины с Реальностью.
Преданность – лишь предпосылка данности самой Реальности, или путь традиционной реализации, когда упование преобладает над самопознанием. Данность же – «прямой путь» к Реальности, когда больше нет никого, кроме самой Самости, кто раскрывал бы Реальность, как она есть в чистом незамутненном бытии-сознании-блаженстве. Нет ни проводников, ни посредников – вы либо знаете, либо нет, а познания друзей не имеют никакого значения.
Данность неизменно реальна: при выборе традиционной реализации вам придется сделать в результате то же самое действие, с которого вы могли начать – видеть Реальность, как она есть. Рано или поздно вам придется встретиться с Реальностью без посредников, и серьезный вопрос – способны ли вы будете ее увидеть как самого Себя.
Обычно считается, что восточные традиции ориентированы на преемственность передачи знаний от ученика к учителю, и даже есть точка зрения, что самореализация неосуществима без гуру. Однако подобная ультимативность опровергается уже при самом приблизительном знакомстве с самими восточными традициями.
Так, исконная форма буддизма предполагает просветление неминуемо «своими силами», а в традиции дзэн понимание уникальности пути возведено в высшую степень: «Если встретишь Будду, убей его!». Подобная позиция в западном самосознании была заложена еще древнегреческим философом Сократом, который сам отказался от инициаций в мистерии, а потом пифия главного храма возвестила, что он является наимудрейшим из смертных.
Неспособность современных людей следовать по стопам учителя в силу развитой самостоятельности в действительности находит прекрасную почву для ее дальнейшего развития на Востоке. Дело не в том, чтобы отказаться от традиционных знаний, просто нужно научиться использовать их, не теряя основания в себе.
Исходить из данности – значит понимать: ныне практически уже в любой стране человек находится в сложном культурном пространстве, где в непосредственной близи стоят христианские, индуистские, буддийские, мусульманские храмы, а люди изучают йогу, тайцзы, рейки, тенсёгрити – и все они перемешаны друг с другом в семьях и на работе. любая духовная традиция обладает теоретической системой описания мира и практической стратегией самореализации и освобождения от самсары. Каждый человек следует своей системе, отрабатывая стратегии взаимодействия с другими.
Система двойственна: «так – иначе», а стратегия алгоритмична: «если – то». Очевидно, что сейчас большинство заинтересовано в стратегиях, даже не постигнув или не сотворив никакой системы. Духовность стала связана с практикой в понятии «духовная практика» в отрыве от практической философии «воли и блага». Мы постараемся восстановить равновесие между пониманием и деятельностью, выделив основную «стратегию самобытности» для отслеживания многообразия структур и ориентации в многомерном культурном пространстве, из которого уже некуда деться.
Как известно, важно не что делать, а как делать. Неважно, какие культурные традиции оказываются в сфере нашей работы или же в лоне которых оказываемся мы сами. интересно выделить принципиальные параметры личной рефлексии, которые присущи всем системам, вместе с тем выработав стратегию использования техник для проработки основных аспектов из любой доступной в сложившемся окружении культурной традиции.
Как бы там ни было, исходя из данности, вы непременно обладаете неким пониманием ситуации, а также определенным видением перспективы, по направлению к которой вы способны предпринять те или иные шаги, заранее составив себе список действий (возможно, на всю оставшуюся жизнь).
Но стоит вам сделать несколько шагов в направлении цели, как понимание проясняется, да и представление о цели обретает более ясные очертания. Тогда становится ясно, какие иные шаги вы можете предпринять, исходя уже из прояснившейся данности. Все это может осуществить за вас учитель, но самостоятельное движение надежнее. Если вы что-то поняли сами, то этого от вас никто не отнимет, а если все находится в руках учителя, то не вам решать.