Тео Ангелопулос - поэт от кинематографа

Когда 24 января этого года в день объявления номинантов очередного "Оскара", на съемках собственного фильма погиб греческий режиссер Тео Ангелопулос, новостные ленты скупо сообщили о большой потере для греческого народа.

Он мог претендовать на роль совести страны, ставшей колыбелью всей современной цивилизации и переживает сейчас не лучшие времена. Заключительная часть трилогии, какую именно снимали, должна была рассказать о влиянии глобального экономического кризиса на жизнь греков, но, к сожалению, жизнь классика оборвал мотоциклист.

Юриспруденция вряд ли много потеряла в тот момент, когда молодой грек по имени Теодорос, находясь в Париже, решил резко изменить свою жизненную траекторию в пользу кинематографа.

Это произошло именно в то время, когда в Париже набирала силу "новая французская волна", которая ознаменовала новую эпоху в кинематографе. Перед тем как сесть в режиссерское кресло Тео, как и ее лидеры Годар и Трюффо, работал кинокритиком.

В одном из своих интервью Ангелопулос говорил, что боится современных городов, в которых чувствует себя слишком одиноким. Ведь когда каждый строил собственный дом своими руками, а теперь в родном городе легко заблудиться.

Единственным местом, где он чувствовал себя комфортно было пассажирское сиденье в автомобиле во время путешествий-переездов. Виды природы за окном его успокаивали и дарили временное ощущение покоя. Тема дороги вообще характерна для творчества Ангелопулоса, его герои часто понимают важные вещи во время путешествий.

И географические координаты в путешествиях не так важны, чаще всего это путешествие внутрь себя самого. В кадрах его фильмов царит дождь, снег и туман, но эти субстанции имеют не метеорологический характер, такие пейзажи, по словам режиссера, призваны отражать прежде всего внутренний мир.

Греческая мифология и история - ведущие мотивы вселенной Ангелопулоса, и несмотря на это любой истории он всегда предоставляет современное звучание, как намекая, что история имеет свойство повторяться, а человек оставаться неизменной. Мифы для режиссера были наследством, полученным человечеством с предыстории периода. Много внимания классик уделяет теме войны.

Когда ему было 10 лет, в Греции разгорелась гражданская война, которая навсегда оставила след в его личности и нанесла непоправимый ущерб его семье, что, как и вся страна, раскололась на два лагеря. И где-то здесь есть объяснение тому, насколько нефальшивых и убедительно он доказывает ее бессмысленность во "Взгляде Одиссея", где смотрит на историю Балкан в ХХ веке через призму творения Гомера.

Тео всегда интересовала его страна и регион, но каждую историю он подает универсально, так, чтобы ее восприняли одинаково и в Украине, и в Венесуэле. У него было умение преподносить любую конкретную рассказ на уровень притчи.

Ангелопулос долго работал с легендарным итальянским поэтом и сценаристом Тонино Гуэрра, любимым соавтором выдающихся европейских режиссеров - Федерико Феллини, Микаленджело Антониони, Витторио де Сика, Андрея Тарковского и многих других.

Именно последний в свое время познакомил грека-поэта с поэтом-итальянцем, приложившись к созданию одного из величайших тандемов в истории европейского кино. Стиль Ангелопулоса часто сравнивают именно со стилем Тарковского (который является продолжателем традиций Довженко), ведь они оба тяготели к поэтизма в кино, особого изображения и роли природы, и взаимно восхищались друг другом.

Символично, что за полгода до января 2012-го этот мир покинул и режиссер № 2 в истории греческого кино Михалис Какояннис (известным его фильмом является "Грек Зорба»), который по иронии судьбы тоже мог бы стать юристом и часто использовал древнегреческий миф как сюжетную основу для своих произведений. И каждая смерть может означать рождение чего-то нового.

И хотя греки потеряли двух главных режиссеров за последний календарный год, уже несколько лет киносообщество говорит о феномене "новой греческой волны" - нескольких молодых режиссеров, которые демонстрируют новый подход к созданию кино и по другому реагируют на вызовы современного мира.

Это касается сюжетов, монтажа и операторской работы. Самыми яркими ее представителями в настоящее время является Гиоргос Латимос и Афина Рейчел Цангари, фильмы которых уже прогремели на фестивалях класса "А".

Теодорос Ангелопулос пришел в кино вместе с одной волной, и завершил свой жизненный и творческий путь с началом другой. Он начинал в тяжелые для страны времена "черных полковников", новая же генерация греческих кинематографистов возникла вместе с ударами экономического кризиса.

История не раз доказывала, что социальные потрясения способствуют созданию новых разделов в истории кино, поэтому не исключено, что совсем скоро пространства Эллады откроют нам новые громкие имена.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: