Спектакль «Пастернак. Сестра моя - жизнь». Зачем ходить в театр?

Можно жить без театра. Многие так и делают. Другие в театр ходят, чтобы узнать, что встречается за границей собственного сознания. Сознание от встречи с театром расширяется. Это помогает жить, в широком пространстве легче дышится. Особенно, если в театре Борис Пастернак.

«Гоголь-центр» 9 и 10 июня представит премьеру спектакля «Пастернак. Сестра моя — жизнь».

Максим Диденко, режиссёр и хореограф спектакля, рассказал о работе: «Этот спектакль — эксперимент над сознанием, погружение в совершенно другие темпоритмические способы восприятия. Поэтический театр позволяет зрителю стать участником процесса».

Спектакль представляет из себя пластико-драматическо-музыкальное представление. Стихи воплощаются в движение, музыку, пространство. Границы между ними размыты. Пастернак существует в разных проявлениях. Таких как слово, мысль, звук, сон, мечта. На спектакле происходит погружение в пространство Пастернака. После спектакля ещё очень долго в этом пространстве пребываешь. Так долго, что, может быть, останешься в нём навсегда. Это оказывается очень полезным — иметь запасное пространство, куда время от времени можно загрузиться. Чтобы отдохнуть от себя, переосмыслить своё окружение или просто подумать о каком-нибудь смысле.

Художник Галя Солодовникова создала декорацию-трансформер, которая взаимодействует с телом актёра и даёт возможность делать настоящие акробатические трюки. Актёры лазают, ползают, преодолевают силу тяжести. Сцена наполняется дымом, мусором, металлическими конструкциями. Воздух — звуками, пением, стонами, стихом и молчанием.

В период оголтелой травли писателя «сильный голос советских людей» задыхался от презрения. Послушный гражданин Пастернака не читал, но презирал заранее. Гражданин, кстати, никак не мог прочитать произведений писателя, потому как Пастернак не издавался. Интересно, во что бы трансформировалось крайнее негодование и презрение, если бы негодующий гражданин роман всё-таки прочитал?

С годами не стало «сильного голоса советских людей». Потомки исполнителей травли стараются забыть факты из родовой биографии. Писатель погиб от депрессии и неизлечимой болезни. После него осталась литература и пример великой личности. А также мерзкое чувство отвращения к объединённому хору конъюнктуры и ужас — лишь бы «сильный голос советских людей» не повторился. При имени Пастернака в душе возникает щемящее чувство гордости за право быть русским человеком. Как русским человеком был поэт, писатель, переводчик, не носитель наград и званий в собственной стране Борис Пастернак.

У травли есть один бесспорный плюс — она обязательно самоуничтожается. Дистанцируется со временем от жертвы и остаётся связанной со своими исполнителями. История расставляет всех на свои места. Пастернак занимает в ней почетное место философа, писателя, голоса совести, поэта, обязательного для изучения каждым, кто не хочет собраться в «сильный голос советских людей». Как однажды сказала Ахматова про «Один день Ивана Денисовича»: «Эту повесть о-бя-зан прочитать и выучить наизусть каждый гражданин изо всех двухсот миллионов граждан Советского Союза».

Так история сказала и про Пастернака. Он обязателен. Обязателен всегда.

Спектакль «Сестра моя — жизнь» — это впечатление о Пастернаке. Писатель предстаёт перед зрителем в трёх поколениях. Маленький мальчик, совсем седой. Это жуткое явление — седой мальчик, да ещё с каменным амимичным лицом. Ребёнок, который не улыбается, знает что-то такое, что доступно только взрослым. Он поёт звонким голосом странные мелодии, напоминающие мантры, псалмы, ритуальные завывания.

Музыку к спектаклю написал Иван Кушнир. Иван давно сотрудничает с Максимом Диденко. Композитор рассказал о своей работе: «Здесь почти нет привычных европейских формообразований. Эта музыка — ритуальная, медитативная. Как застывшая картина. Как пейзаж. Как поле и солнышко — только в музыке».

Музыка поддавливает на барабанные перепонки приличными децибелами, монотонностью, повторяемостью. Актёры поют сильными, профессионально поставленными голосами — «мимо мелодии». Под её воздействием первое время мозг судорожно размышляет, чем бы заняться: сойти с ума или ввалиться в транс. И то, и другое вполне реально. Судорожные подёргивания человека-быка и свино-человека, угодливый цинизм председателя (Филипп Авдеев играет стопроцентую мерзость, абсолютно без примеси человечности), восковая спастика Гамлета призывают сойти с ума.

Стихи Пастернака помогают остаться в себе, создают оздоровительный спасительный транс. Глотком воздуха звучит голос старшего Пастернака. Вениамин Смехов подаёт правильный, размеренный, скандированный ритм. Тембр голоса актёра и грустный взгляд возвращают в психическое благополучие и надежду, что мир образумится. Есть же живые люди среди ходячих марионеток. Эти люди умные, искренние, наивные. Они, люди-Пастернаки, — наш нормальный иммунитет от пошлости, лжи и конъюнктуры.

Спектакль — о человеке, поэте и личности. Человек может заболеть и погибнуть. Личность ведёт за собой в свободное общество. Поэт остаётся. Пространство спектакля даёт возможность погрузиться в его психоделическое позитивно потрясающее творчество. Погружение гарантировано каждому зрителю.

Автор: Борис Пастернак

Режиссер: Максим Диденко

Хореограф: Максим Диденко

Композитор: Иван Кушнир

Художник: Галя Солодовникова

Художник по свету: Иван Виноградов

Художник-технолог: Ольга Павлюк

Видеохудожник: Илья Шагалов

Ассистент художника по костюмам: Полина Гречко

Саунд-дизайн: Филипп Карецос

Исполнительный продюсер: Ярослава Зива-Чернова

Ассистент режиссера: Анастасия Уваркова

В ролях:

Поэт — Михаил Тройник

Старик — Вячеслав Гилинов/ Вениамин Смехов

Мальчик — Никита Щетинин

Весна — Мария Поезжаева

Лето — Мария Селезнева

Осень — Александра Ревенко

Зима — Светлана Брагарник

Председатель — Филипп Авдеев

Гамлет — Риналь Мухаметов/Никита Кукушкин

Госслужащий, кабан — Артем Шевченко

Госслужащий, баран — Гоша Кудренко




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: