Как ходят караваны через Сахару?
Давным-давно, когда на месте Сахары еще была зеленая саванна, караваны с нынешней территории Гвинеи до средиземноморского побережья могли бы ходить без проблем. Но во времена каменного века нужды в таких караванах не было. Это уже потом, во времена бронзового века, когда люди научились производить больше, чем потребляли сами и у них появились товары для обмена, появилась торговля и первые торговые караваны. Но Сахара к этому времени уже начала становиться пустыней.
Первыми транссахарскую торговлю наладили жители Карфагена. Они сумели договориться с гарамантами, и те, увидев свою выгоду, согласились проводить по пустыне караваны из Черной Африки в Средиземноморье. Караваны перевозили на север золотой песок и самородки из Ганы, слоновую кость, добываемые в Африке драгоценные камни, черных рабов и страусиные перья для модниц.
Все это продавалось или обменивалось на товары Средиземноморья, обратно в Центральную Африку караваны везли соль, медь из Иберии, этрусские вазы, тонкие расписные ткани, красивую одежду, вина и оружие.
Карфагеняне вели транссахарскую торговлю, став на одну ступень с гарамантами, предложив им взаимовыгодную торговлю. После разгрома Карфагена в Пунических войнах пришедшие им на смену римляне решили покорить гарамантов и вели с ними войны.
Вначале вместе с гарамантами римляне вели войну с их противниками насамонами. Победив их, римляне воздали честь своим союзникам. А заодно разведали пути между оазисами Сахары, пути в Мавританию и в Судан.
Незадолго до начала Новой Эры римские войска прошли по Сахаре и покорили гарамантов… до некоторой степени.
Римляне основали на путях караванов укрепленные пункты, развалины которых сохранились и по сей день. Торговые пути по Сахаре из Ливии в Судан, в Гану и в Мавританию стали принадлежать Риму, и римские купцы начали осуществлять транссахарскую торговлю, обменивая соль, ткани, вина и прочее на африканское золото, рабов и слоновую кость.
Но прошли века, Рим пришел в упадок — и гараманты вновь обрели независимость. Климат Сахары стал намного более сухим, транссахарские караваны стали намного более рискованными, но гараманты, сменив лошадь на верблюда, продолжали водить и защищать от разбойников такие караваны.
Шло время, византийские императоры захватили побережье Северной Африки. Теперь с одной стороны транссахарской торговли стояли христиане, но хозяевами пустыни оставались гараманты. Византийцы пытались захватить пути торговли, однако гараманты объединились с другими племенами пустыни и стойко защищали и свою независимость, и свои караванные пути.
Латинский поэт Корипп Флавий Кресконий написал про эту войну поэму «Иоанниды» (предполагается, что она написана после 567 года н.э.). Корипп был римлянином, но жил в Восточном Риме, в Византии. Предполагают, что он принимал участие в войне, был в войске дукса Иоанна, который захватил город Карфаген и пытался, по примеру римлян, захватить пути транссахарской торговли.
Война с варварами-жителями пустыни была жестокой, но захватить транссахарскую торговлю у византийцев не получилось. Как максимум — они ее на некоторое время прервали. Гараманты выстояли.
Однако вслед за византийцами пришли арабы, неся с собой ислам. В VII веке они сумели войти в сердце пустыни и покорить гарамантов. Это был конец эпохи гарамантов. Однако их наследники, мусульмане-туареги, продолжали держать в своих руках всю транссахарскую торговлю вплоть до прошлого века.
Стабильность, длившаяся около 3000 лет! Приходили и уходили Великие Империи, возникали и гибли государства, а народ гарамантов водил через пустыню караваны и защищал их от набегов бандитов.