Альма-Тадема, «Скульптор возле своей модели Венеры Эсквиллина». Почему эта Венера называется «Эсквиллина»?
Наверное, начать надо с того, что есть не меньше двадцати древних статуй Венеры (Афродиты). Самые известные — Венера Милосская, Венера Книдская. История каждой — увлекательна, это и находки, и потери, и поиски автора, и восстановление по обломкам.
Венера Милосская была найдена в 1820 году, на одном из островов Эгейского моря, по имени которого получила свое название «Милосская». Сегодня ее остатки можно видеть в Лувре.
Когда ее нашли, у нее были руки. Островом в то время владели турки, а статую нашел моряк с французского судна. Для вывоза статуи надо было получить разрешение в Стамбуле, французы это разрешение получили, но избежать конфликта с турками не удалось. В результате — Венера без рук.
Точно неизвестно, ни кто ее изготовил, ни когда. Предполагается, что ее можно датировать периодом от 300 года до нашей эры до 30 года нашей эры — так называемый «эллинистический период».
Самой известной в древние времена была Афродита Книдская, ее создал Пракситель, который впервые обнажил богиню полностью (350330 г. до н.э.). Оригинал до нас не дошел, сохранилось около 50 древних копий, лучшие из которых находятся в Риме и в Лувре.
Одна из последних обнаруженных Венер — Венера Эсквиллина. Откуда такое название: Эсквиллина? В 1874 году ее извлекли из холма Эксвиллино (это один из семи холмов, на которых расположился Рим). Извлекли по случаю: после 1870 года на этом месте начали работы, которые должны были улучшить вид города.
Естественно, искусствоведы задались вопросом: кто бы это мог быть? Кто автор? Откуда она пришла? Само собой разумеется, что точного ответа на эти вопросы нет. Предполагается, что это — копия с греческого бронзового оригинала, что моделью для статуи могла быть Клеопатра VII — последняя царица Египта, что у статуи были руки (которые то ли отбили, то ли они отпали в результате падения статуи).
Можно углубиться в эти поиски истины и подвергнуть сомнению греческое происхождение портрета египетской царицы. Была ли Клеопатра в Греции? Позировала ли она скульптору? Если это — царица, то в каком возрасте с нее лепили (отливали) статую? Последний вопрос — не праздный, Клеопатра была (по описаниям) женщиной необыкновенной, но ее грудь, надо полагать, не осталась настолько неразвитой.
Нельзя не упомянуть о громадной работе искусствоведов. Они пытались понять секрет этих статуй — почему такие скульптуры вызывали неуемные восторги? Статуи были многократно измерены, были вычислены их пропорции — и в целом, и по отдельным частям тела. Такая скрупулезная работа позволила определить исторические периоды, в которых работали скульпторы.
Независимо ни от чего, статуя в некотором роде представляет собой идеал женской красоты. Именно это заставляло художников и скульпторов обращаться к ней с одной единственной целью: повторить.
На картине Альма-Тадемы скульптор, судя по всему, заканчивает последние приготовления: его модель стоит в позе Венеры Эсквиллина. Еще раз глянуть, зафиксировать ее позу — и можно начинать. Он вложит в свое творение все умение, весь восторг. Может быть, ему удастся создать шедевр, может быть, посчастливится превзойти Праксителя. Он только начинает. Все может быть…