Diadia Vania
Премьера «Дяди Вани» в Театре Вахтангова стала событием, на которое прибыли знаменитости всех мастей: от Табакова до Кабаевой. Свою роль сыграл и недавний скандал, когда чуть было не был уволен худрук театра (он же постановщик спектакля), но к счастью обошлось. Так что от этой премьеры все заранее ждали чего-то. И, словно боясь повторов, режиссер Римас Туминас изрядно поработал над знакомыми лицами пьесы. Профессора Серебрякова и раньше играли на грани гротеска, но тот почти инфернальный персонаж, которого представил Владимир Симонов, явно переходит эту грань. Изгибающаяся как в фитнес-классе Елена Андреевна превратилась в ленивое животное с замашками экс-модели. Вафля – в Чарли Чаплина в котелке и с тросточкой. А у Людмилы Максаковой (Марьи Васильевны) гротеск перерос в гиперболу. Это труппа клоунов, самым эксцентричным персонажем которой выступает нянька Марина – лихая старушка со взбитыми буклями и накрашенными губами. Даже Астров больше смахивает на героя боевика, чем на доктора. А уж когда он начинает рассуждать, его и вовсе заносит. Даже Соня, произнося самые сокровенные речи, превращается в оратора на трибуне. Пожалуй, только дядя Ваня, роль которого идеально ложится на актерскую фактуру Сергея Маковецкого, отличается от всех. Маковецкий играет его «чудаком». Ведь говорит же Астров, что нормальное состояние человека – это быть чудаком. Так вот, дядя Ваня именно таков. Большой ребенок – наивный и добрый. И этот жалкий чудак – единственная живая душа среди людей-марионеток. Туминас – мастер, спору нет, и этот спектакль не лишен своеобразной виртуозности. Но тот каскад трюков, на который не поскупилась фантазия режиссера, говорит только о том, что в Чехова он не верит. А все, что происходит в этой пьесе, ему кажется избитым и скучным, как серый осенний день. Это взгляд постороннего с другого берега. Такой вот Diadia Vania, чужой и далекий.
Журнал "Седьмой Континент. Столичное ревю" №10/09
Журнал "Седьмой Континент. Столичное ревю" №10/09
Отзывы и комментарии