История развития производства изделий из камнесамоцветного сырья.

Самоцветы являются прекрасным камнем природы, символом яркости красок, блеском "игры" света, предметом легенд, поклонения и суеверия. В народной поэзии, вхудожэественной литературе всех веков и народов самоцветы были эмблемой красоты, чистоты, богаства. Описанию самоцветов и изделия из цветных камней посвящены многие страницы древних рукописей.Упоминаются драгоценные камни в книге "Сан-Хей-Дин", написанной в Древнем Китае в XX в. до н.э., сведения по определению самоцветов приведены в индийских Ведах, в работах Аристотеля, в трактаке "о камнях" Теофраста, в "Естественной истории" Плиния Старшего, в трудах выдающихся ученых Древнего Востока Аль-Бируни (972-1048 гг.), Авиценны (980-1037 гг.), в "Лапидариях" - сборник о свойствах минералов написанном в средние века несколькими западно-европейскими авторами, в "Изборнике Ярослава" (1073 гг.) и др., а также в современной литературе.

С глубокой древности первобытный человек использовал камень - вначале как орудие труда и защиты (ножи, топоры, скребки, наконечники для копий и др. из яшмы, горного хрусталя, обсидианта, нефрита и др.), а позже изготавливал из него амулеты, фигурки богов, украшения. Это свидетельствует о том, что люди уже в древности ценили естевственную красоту и редкость самоцветов. На протяжениии длительного периода совершеноствовались способы обработки камня и расширялся ассортимент изделий из него. Горные породы, часто декоративные, начали использовать для сооружения хачкаров, позже из них строили замки, крепости, церкви, монументальные сооружения. В камне запечатлены вкусы, мировоззрение, культура ушедших эпох: сфинкс, Венера Милосская, камея Гонзага и тысячи других. Самоцветы издревле были неотъмлимой частью парадных костюмов, церковных облчений, убранства дворцов. Редкость и ценность самоцветов превратила их в прочный символ богатсва, силы, власти. Самоцветы и поделочные камни, правителей. Ими украшали военные доспехи, одежду (застежки, пуговицы) и утварь. Появились символы державной власти - царский жезл, корона, скипетр, которые украшали особо дорогими самоцветами (алмазы, рубины, изумруды, жемчуг, бирюза и д.р.). В России те времена добывали лишь жемчуг в северных реках, а позже - янтарь. остальные самоцветы провозили из стран Запада и Востока. Древние русские мастера использовали самоцветы в сканном узоре. На вещах, относимых к XI в., встречается жемчуг, горных хрусталь, янтарь, сердолик. Камень отполировывали сверху, придавая ему правильную плавную округлую форму, при которой ярче выделялся цвет минерала, затем заключали в разнообразные оправы.

С большим художественным вкусом использовался камень в ювелирных украшениях XII - XII вв. Так, например, близкие по тону самоцветы - аметисты и альмандины - помещали в нарядные оправы с ажурной боковой стенкой. Такие изделия - бармы, надевавшиеся поверх парадных одежд, и колты - подвески к женскому головному убору, были найдены на месте старой Рязани- древнего русского города, разоренного ордами Батыя в 1237 г. В колтах использовалиси более яркие и крупные камни; среди аместистов, альмандинов и сапфировпо краю узора размещали изумруды. Пространство между камнями заполняли узорами, выполненными сканью, или филигранью, - основной прием ювелирной техники XII - XV вв.

Новые пути истории камня наметились в XVII в., в годы преобразований Петра I. Объявление "горной свободы", создание Приказа горных дел, открытие новых заводов, строительство Петербурга - все это положило начало созданию камнеобрабатывающей промышленности в России на основе машинной техники обрботки камня. В 1725 г. в Петергофе была заложена алмазная мельница для распиловки и огранки камней. Организованы специальные экспедиции для посиков самоцветов, которые привели к открытию местрождений яшм, аметистов, альмандидов, аквамаринов, топазов, красных турмалинов на Урале и Забайкалье. Вторым местом для гранильной фабрики был выбран Урал (Екатеринбургская гранильная фабрика), а третьим Алтай (Колыванская шлифовальная фабрика). Эти фабрики стали центрами старой русской камнерезной промышленности. Здесь были выполненны замечательные по технике и искусству декоративные изделия: чаши, вазы, столики из яшмы, родонита, малахита, лазурита мрамора, известные зарубежом и завоевавшие первые призы на Всемирных выставках.

В начале XVIII в. увлечение минералогией стало, по выражени. А.Е. Ферсмана, "модной наукой и всеобщей болезнью"; именно тогда были организованны специальные экспедиции на Урал. Открытие уникальных местрождений изумрудов, топазов, александритов, аметситов и др. показывало, насколько богаты самоцветами Уральские горы, и способствовало расцвету камнерезного дела в стране.

Самоцветы стали более широко применять в ювелирных украшенях. Пуговицы, браслеты, серьги, кольца, броши, эгреты, эфесы шпаг и рукоятки пистолетов, аграфы, ордена, и другие изделия украшали дорогими камнями, особенно бриллиантами. Каждый предмет являлся образцом творческой мысли, искусства исполнения. Гарнитуры ювелирных изделий изготавливали по единому замыслу. XVIII в. - век безумной, страстной любви к камню и глубокого понимания его эстктической ценности. В этот период большое внимание уделяли огранке, форма которой подбиралась индивидуально к каждому самоцвету; были разработаны многообразные ограночные формы и созданы их основные типы. Из рубинов, сапфиров, изумрудов, аквамаринов, топазов, александритов. гранатов, бериллов и других самоцветов изготавливали букеты цветов с неповторимыми цветовыми сочетаниями, дорогие царские короны и др. Формы камней были разнообразными, преобладала бриллиантовая огранка. В моду вошли бриллианты, которыми украшали ювелирные изделия. Одним из шедевров ювелирного искуства является корона, изготовленная для коронации Екатерины II известным ювелиром И. Позье. Корону украшали пять тысяч бесцветных, розоватых и желтоватых брилиантов различной формы и два ряда идеально ровных индийский жемчужин, которые подчеркивабт объемность формы и оттнеют блеск бриллиантов. Навершине короны украшено уникальной густо-красной шпинелью, оплетенной веточкой с брилиантами.

Из цветных камней делали также подставки, письменные приборы, посуду, абажуры, букеты цветов, декоративные шары, шкатулки и т.д. Одним из основных изделий гранильных фабрик, особенно Петергофский, были столешницы различных типов: из целого камня (обычно порфиров и мрамора), накладного камня (главным образом из малахита и лазурита) с флорентийской мозайкой.

Там же изготавливали удивительные по красоте панно из различных цветных камней. Красочный орнамент получали, врезая в одноцветный мрамор и сланец кусочки малахита, лазурита, пестрые яшмы. Иногда применялись письменные гранит и амазонит, гальки Карадага и Крыма.

Русские полудрагоценные камни и минералы Эксклюзивные подарки, сувениры из камня.



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: